В этот городок мы попали в июле 2023 года, проездом из Фетхие. И это место вызвало, пожалуй, самые противоречивые эмоции за весь отпуск. И самая главная — недоумение. Как, ну как такие места могут появляться в двадцатом веке?!
Каякёй — турецкое название поселения, которое располагается на месте античного города Кармилассос (Karmylassos), известного с третьего тысячелетия до нашей эры. Самые древние находки на этом месте относятся к 4 веку до нашей эры.
Позднее, на этом месте образовалось греческое поселение Левисси, которое активно развивалось в 19 и 20 веке вплоть до 1922 года.
Каякёй — это даже не город, скорее — посёлок. Дома цепляются за горный склон, храм на вершине. Сто лет назад здесь жили греки. Хорошо жили, хотя и не без трудностей. С водой здесь было сложно — по улицам на крутые склоны бочки доставляли на лошадях. В остальном всё как обычно — фруктовые деревья, домашний скот и птица, дети бегают по улицам, в храмах звонят колокола.
Греки покинули посёлок, но местные турки не заняли их дома — живой современный турецкий Каякёй расположен ниже. А здесь — город-призрак, над которым по турецкой традиции не забыли вывесить красный флаг с белым полумесяцем, чтобы обозначить принадлежность территории. Все строения просто остались стоять, постепенно ветшая и разрушаясь. Ускорило разруху и землетрясение в 1957 году.
В городе было 14 часовен, 2 церкви, 2 школы, здание таможни и множество жилых домов, разбросанных по склонам холмов.
В начале двадцатого века (1919-1922) случилась война и так называемый «обмен населением» между Грецией и Турцией: турки покидали Грецию, а греки — Турцию.
Одна строчка общей информации в Википедии и огромная личная боль для множества людей.
Жители Каякёй вынуждены были оставить свои дома, покинуть места, где их предки жили несколько веков. Причем жили по-соседству с турками. Как-то существовали рядом. Вы только представьте, каково это — взять только то, что можешь унести с собой, в последний раз закрыть дверь и уходить, понимая, что никогда не вернешься.
Здесь на земле грядут со злом сражения
И будет еще много впереди
Жестоких, небывалых бед, лишений…
Даст Бог, мы веру и страну не предадим.
Здесь и сейчас легко угадываются улицы. На стенах кое-где можно разглядеть следы крашеной штукатурки (хотя уже с большим трудом).
Греко-турецкая война началась странами Антанты против Турции, главным образом, для расчленения бывшей Османской империи и борьбы против националистического (Кемалисткого) движения.
15 мая 1919 года греческие войска заняли Смирну. В юго-западной Анатолии высадились итальянцы, а Киликию заняли французы. Ключевые итоги войны: становление современной турецкой республики и крах идеи великой Греции.
Финалом войны стало разорение Смирны. Город был сожжён. Количество убитых в разных источниках варьируется от 10 до 100 тысяч. Оставшиеся христиане были вынуждены покинуть Смирну.
Из Турции принудительно были выселены около полутора миллионов греков в обмен на выселение (также принудительное) 600 000 мусульман из Греции, среди выселенных в Турцию оказались также греки-мусульмане. Потери полностью разгромленной греческой армии превысили 40 тысяч убитыми и 50 тысяч ранеными. Несравненно большими были потери гражданского населения — погибли сотни тысяч мирных жителей с обеих сторон, материальные же потери вообще не поддавались учёту. Всё это позволило грекам назвать события осени 1922 года Малоазийской катастрофой.
Деревьев на каменистой почве немного, без людской заботы они здесь не выживают, так что при взгляде сверху преобладает серый цвет. Но нужно совсем немного воображения, чтобы представить, как здесь было красиво раньше.
Пока же очертания почти всех зданий угадываются легко. Видно, сколько комнат было в каждом доме. Особенно поражают остовы печей. Они должны были выдерживать большую температуру, а получается, что выдержали и напор времени — местами даже стен почти нет, а печи остались.
При написании статьи использовался материал по ссылке.
В качестве резюме фрагмент стихотворения Маргариты Суриковой:
Со светом мрак всегда в борьбе неистовой —
Воюют рати лжи с отрядом Истины.
Не может быть согласия и лада
Между врагами — святостью и адом.
Комментарии: нет ответов