Достигли крайней точки путешествия по Осетии. Мамисонское ущелье, старинное заброшенное село Лисри. Высота: чуть больше двух тысяч метров над уровнем моря. Вверху на горе Военно-осетинская дорога. Повезло, что присоединились к экскурсии школьников. Местный экскурсовод смело протаптывал тропинки в сугробах и рассказал все самое интересное.
Селение появилось не позже XVII века. Именно к тому веку относится предание о том, что жители Лисри отказались выйти и приветствовать проезжавшего мимо вельможу. Считается, что селение было основано родом Дарчиевых — это одна из достаточно распространенных сегодня фамилий в Осетии.
В середине XIX века в Лисри проживало около 10 различных родов и оно являлось одним из крупнейших осетинских сел. Благодаря своей состоятельности (да и трудолюбию) селяне построили 16 башен, которые предназначались для хранения зерна в мирное временя, а в случае вражеских набегов — для обороны.
Село Лисри стоит на торговом пути в Грузию по военно-осетинской дороге
В XX веке жители Лисри активно переселялись в предгорья — в более крупные и развитые села и в город Владикавказ. Селение постепенно пустело. Заброшенные башни ветшали. До наших дней в сравнительно хорошем состоянии сохранились лишь шесть башен, некоторое количество каменных домов и хозяйственных построек, одна башня наполовину разрушена.
Знакомство с селом началось с развалин церкви Успения пресвятой Богородицы. Отметили, что в осетинское православие вросли многие старинные, дохристианские традиции и обряды. Впрочем, подобное произошло и с православием у русских, у сербов и многих других народов, которые считают себя православными.
В селе Лисри расположено древнее святилище — единственный зиккурат в Осетии. Собственно многие сюда и приезжают ради него. Зиккурат в Лисри сложен из плоских необработанных камней, плотно подогнанных друг к другу, без какого-либо раствора. Осетины называют это святилище Мигдау-дзуар.
Некоторые исследователи оценивают возраст зиккурата в три тысячи лет. Очень может быть, что эта оценка является завышенной. Однако все исследователи сходятся во мнении, что зиккурат в Лисри — очень древнее сооружение и значительно старше самого селения и его построек.
Почему некоторые современные осетины продолжают почитать зиккурат в Лисри, они особо не распространяются. Время от времени в теплый сезон можно увидеть, как большие компании осетин собираются возле святилища среди руин селения, старинных башен и устраивают застолья. Приносят жертву для святилища. Оставляют на камнях Мигдау-дзуар головы жертвенных животных или их кости.
В качестве резюме из стихотворения чеченского поэта Алвади Шайхиева:
Дорогам благодарен я вчерашним, И тропам, извивающимся ввысь, Что привели меня к кавказским башням, Где судьбы всех веков переплелись.
Статья написана с использованием материала здесь.
Комментарии: нет ответов