Сначала хотел написать рецензию на книгу Майкла Вилкинсона «Секреты фасилитации», но чуть погодя, решил описать приемы из книги, которые успешно апробировал на собственном опыте. Вообще это круто, когда удается так полезно использовать non-fiction. Автор-молодец!

Первый известный фасилитатор
Том? Нет ответа! Том? Нет ответа? … Догадались? Марк Твен в «Приключениях Тома Сойера» преподает прекрасный урок фасилитации на тему «Как красить забор».
Далее официальная статья об извлеченных уроках из этой книги.
С позиции тренера PM Expert
Накопив девятимесячный опыт проведения онлайн-тренингов по управлению проектами мы продолжаем извлекать уроки и делиться PM-хаками для всех заинтересованных сторон наших проектов.
Тренер как двуликий Янус
Тренинги онлайн – настоящий вызов для тренера с точки зрения фасилитации аудитории. Тренер к своим компетенциям профессионала в области управления проектами должен добавить навыки управления онлайн-аудиторией, отслеживания групповой динамики, вовлечения участников и многое другое, что позволяет превратить удаленный обучающий сеанс в игровой спектакль, имеющий продолжение. В русском языке нет оригинального слова, описывающее функции выше, но мы используем иностранное слово – фасилитатор, что в переводе близко к ключевой функции руководителя проекта – координации.
Тренер выступает как двуликий Янус: с одной стороны – опыт и компетенции по содержанию тренинга; с другой — координация аудитории. Фактически, каждый онлайн тренинг еще больше превращается в отдельный проект, не похожий на другие.
Усилия до тренинга
Договорившись о том, что фасилитация и координация – это где-то рядом, вспоминаем, что нужно сделать до реализации проекта.
- Видеть и формулировать цель тренинга. Отлично, если в дополнение к SMART эта цель еще и наполняет драйвом.
- Четко представлять продукт тренинга и его границы.
- Определить участников тренинга, это же ключевые заинтересованные стороны вашего проекта. Узнать про них побольше.
- Выяснить возможные риски и проблемы. Ненадежный интернет-провайдер может превратить ваш тренинг-фестиваль в тыкву.
- Представлять процесс, как вашу деятельность по преобразованию ожиданий и требований участников в нечто, представляющее для них определенную ценность.
У Майкла Вилкинсона такой подход называется системой «Пять П».
На старте тренинга
Продолжая аналогию между тренингом и проектом мы отмечаем, что очень важно правильно начать проект. «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Поэтому, грамотно проводим кик-оф митинг нашей тренинговой сессии и получаем карт-бланш на проведение всего проекта. Структура показана ниже.
В тренингах онлайн учитывая дефицит невербальных коммуникаций рекомендуется усилить вовлечение участников в процесс. Простой констатации о целях проекта будет явно недостаточно. Профессионалы рекомендуют использовать формулу Майкла Вилкинсона «Информируйте. Вдохновляйте. Наделяйте полномочиями. Вовлекайте».
На примере ниже показаны формулировки целей из опыта PM Expert.
Вы привыкли использовать флипчарт? Для онлайн-тренинга в зуме у вас есть парковочные доски, которые можно и нужно использовать, например, для фиксации целей/ ожиданий участников на старте тренинга.
Это реестр требований вашего проекта, в котором ничего не должно быть забыто. Рейтинг доверия к тренеру автоматически повышается. Только не забываем сверить ваши цели и ожидания участников.
Все сделали правильно в рамках открытия сессии? Тогда ее можно начинать!
В процессе работы
«Ваш корабль отплыл от берега и вы непрерывно контролируете ситуацию посматривая на панель управления». Какие инструменты есть у вас для сохранения внимания к вашему тренингу и поддержания высокой планки групповой динамики? Рекомендуем использовать периодические дискуссионные вставки. Это помогает закрепить материал и сделать онлайн-тренинг живым и разнообразным.
Важно использовать правильную постановку вопроса, формирующего образы у участников. Ниже представлены примеры дискуссионных вопросов.
И еще
Практика показывает, что использование формулировок, связанных с образом, дает больше активности дискуссии. Вероятно, активно включается левое полушарие мозга, которые за образы и отвечает.
Критерием истины для любого проекта является его практическая часть, и тренинг не исключение. Приступаем к выполнению практических заданий и действуем в соответствии с системным подходом.
Если вы работаете в зуме, активно используем функционал сессионных залов и перемещаемся по ним, наблюдая за работой и оказывая фасилитационную поддержку группам в поисках правильного решения.
Отметим, что именно в ходе выполнения практических работ участники тренинга убеждаются в профессионализме тренера.
Дополнительно используем чат, а также парковочную доску для ответов на вопросы в ходе тренинга. Пример ниже.
На финише тренинга подводим итоги и делаем резюме на основании доски ожиданий и доски вопросов. Все ответы получены? До свидания и до новых встреч? Еще не все…
И последнее
«Сессия коротка, искусство вечно!», говорили древние. Практика PM Expert помогает упростить («фасилитировать») дальнейшие взаимодействия после тренинга с точки зрения усвоения информации, полученной на тренинге, ее адаптации и создания «клиентов на всю жизнь». Пример: создание группы в мессенджере. В этом случае тренер управляет еще и пост-тренинговой активностью группы.
Скриншот одного из чатов
Кстати, это иногда помогает получить более объективную обратную связь о качестве тренинга, так как видимо «большое видится на расстоянии».
В качестве резюме
«Фасилитация. Хоть имя дико, Но мне ласкает слух оно. Без дыма, огня и без крика, С улыбкой команды на ликах, В Европу прорубишь окно!» ЕП
Комментарии: нет ответов