Последнее воскресенье марта посвятили поездке в Смоленскую область. Деревня Клушино, город Гжатск, ныне Гагарин. Вы, вероятно, уже догадались теме путешествия? В Гагарине нам провели великолепную экскурсию в Музее первого полета, которая стала поводом для написания этой и будущих статей про мегапроекты Великой Эпохи.
Инициация мегапроекта
Итак, вернемся на 70 лет назад в эпоху реализации космической программы. В мае 1954-го было принято постановление о создании межконтинентальной баллистической ракеты, знаменитой Р-7. Необходим был новый полигон для испытаний. Нужно найти малонаселенный район, протяженность которого составляла бы не менее 7 тысяч километров. Из обязательных требований — обширный, малонаселённый район, наличие железной дороги и источников пресной воды.
Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации полигона: Марийская АССР, Дагестан (западное побережье Каспийского моря), Астраханская область (вблизи города Харабали) и Кызылординская область.
Главный конструктор Р-7, Сергей Павлович Королев рекомендовал строить полигон в пустыне Кызылкум. Наиболее важным фактором он считал близость объекта к экватору — таким образом использовалась скорость вращения Земли. Кроме того, марийский, дагестанский и астраханский варианты размещения полигона имели ограничения по размещению пунктов радиоуправления.
По совокупности причин принимается решение строить космодром в пустыне в Казахстане к востоку от Аральского моря. Дополнительным преимуществом места как полигона для запусков являлась погода, наличие более трёхсот солнечных дней в году.
Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустынной местности приблизительно посередине между двумя райцентрами Кызылординской области Казахстана: Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюра-Там.
Разъезд Тюра-Там участники проекта быстро переименовали в Тюрьма-Там из-за сложных условий работы
Планирование
Все работы необходимо было выполнить за два года, чтобы в 1957 году осуществить первый запуск ракеты.
С декабря 1954 г. по май 1955 года в данной местности работала рекогносцировочная экспедиция, в состав которой входили десятки военных специалистов различных специальностей: ракетчики, строители-проектировщики военных объектов, учёные-специалисты из ракетного НИИ-4 министерства обороны, военные медики-эпидемиологи, специалисты по распространению радиоволн, топографы, геологи.
12 февраля 1955 года ЦК КПСС и совет министров СССР совместным постановлением № 292-181сс утвердили создание научно-исследовательского испытательного полигона № 5 министерства обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».
Руководителем строительства был назначен строитель генерал-майор Георгий Максимович Шубников. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года.
Реализация мегапроекта
Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.
Официальным днём рождения космодрома считают 2 июня 1955 года, когда директивой ген. штаба была утверждена штатная структура пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона — войсковая часть 11284. Всего на строительной площадке трудилось около 3 тысяч человек.
Одна из легенд о строительстве Байконура рассказывает о тоннах спирта, доставленных на полигон для промывки систем и впоследствии использованных рабочими в самых прозаичных целях
Строительство космодрома стало настоящим испытанием для рабочих: летом терпели 50-градусную жару, а зимой питались в столовой под открытым небом. Работе мешали и пыльные бури. С наступлением жары солдатам-строителям приходилось надевать шляпу и темные очки, иначе было невозможно работать из-за песка.
Стройка ревела все 24 часа в сутки и все 365 дней в году. Один из участников строительства, подполковник Пётр Толстик, рассказывал, что после смены надо было часа три, чтобы отойти от несмолкаемого гула моторов. Пустыня содрогалась от этого гула.
Во время строительства котлована на глубине около 35 метров было обнаружено древнее костровище. Его возраст эксперты оценили в 30 тысяч лет. Естественно, это не остановило стройку века.
Работы происходили под жестким контролем сроков и качества строительства. Инспектировал стройку лично главный конструктор. Королев был крайне требовательным руководителем. По словам полковника в отставке Сергея Алексеенко, он тщательно следил за выполнением своих инструкций.
Испытания и запуск
К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников, общая численность военнослужащих — 3.600 человек.
Ровно через два года после того, как 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное деревянное здание жилого городка, уже 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.
Стартовый стол для запуска межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 был спроектирован только в 1957 году и в этом же году построен. Для того чтобы добиться от ракеты заданной дальности полёта, конструкторы смонтировали на ней систему синхронного опорожнения баков (СОБ) и автоматическую систему регулирования режимов работы двигателей. Это позволило сократить гарантийный запас топлива.
21 августа 1957 года состоялся успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Спустя три месяца состоялся запуск первого в мире искусственного спутника Земли ПС-1. В 1970-е годы с космодрома было запущено несколько луноходов.
Интересна история с названием. Имя «Байконур» носил ложный полигон, который должен был дезориентировать американцев. И лишь после полёта Гагарина в открытой печати за настоящим космодромом закрепилось название «Байконур»
Из хронологии работы полигона отмечу также печальную дату. 24 октября 1960 года при испытании МБР Р-16 произошёл пожар, в результате которого погибло 76 военнослужащих и представителей промышленности, в том числе главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.
Выводы
Несмотря на череду кризисов, вызванные распадом Советского Союза, Байконур остается ключевым космодромом страны, с учетом того, что он фактически с 1994 года взят в аренду у Казахстана.
«Байконур» сегодня — это 470 километров железнодорожных путей, 4 пусковых установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, 2 аэродрома и 15 пусковых установок для ракет-носителей.
Мой дядя, майор РВСН Аркадий Иванович Новиков, участвующий в строительстве космодрома в Плесецке, часто говорил, что:
Решения, найденные при строительстве Байконура, позволили при выполнении тех же задач во много раз уменьшить размеры вновь строящихся подобных сооружений и тем самым снизить их стоимость
Сколько там уже строится «Восточный»? Указ о его строительстве был подписан в ноябре 2007-го. Скоро 17 лет исполнится.
В качестве резюме:
Больше Королёвых! Хороших и разных
Постскриптум
Успешный запуск ракеты «Ангара» с космодрома Восточный 11 апреля 2024 года.
Посмотреть ролик
Этот день год назад
Написал статью НеМосква: Арт-пространство «Рукав»
Этот день три года назад
Написал статью Статус: На западном фронте без перемен
Этот день пять лет назад
Написал статью Homo cursus: Весенние вызовы
11 апреля 2024 года. Есть первый старт «Ангары-А5М» с космодрома «Восточный»... Что это значит для России... На самом деле это наиважнейшее событие в российской космонавтике за последние десятилетия. Во-первых, «Ангара» и конкретно ее версия "Ангара-А5М", это первый полностью новый и разработанный после распада СССР ракетоноситель. Причем, запущенный с первого чисто российского гражданского космодрома, который постепенно будет заменять собой, оставшийся в Казахстане «Байконур». И не просто новый носитель, но и носитель тяжелого класса, который, когда программа разработки будет окончательно закончена, позволит выводить на орбиту грузы до 37 тонн (Та, версия, которая стартовала сегодня может поднимать на опорную орбиту груз весом 24,5 тонны). А это важнейший ключ к огромному количеству новых российских космических программ, включая полет и освоение Луны, а также полеты в дальний космос. А еще это мощнейший импульс роста в высокотехнологичных отраслях нашей экономики, который разойдется по всей экономике страны. Поздравляю нас всех с этим огромным достижением. А еще с тем, что "Ангара-А5М" с "Восточного" с первого раза выполнила всю программу полета. Огромный респект специалистам "Роскосмоса"!!! Вы наша гордость.