Меня попросила старшая дочь, которая устраивается на работу в проектную команду, сделать памятку по управлению рисками. Я попытался сделать документ на одной странице так, чтобы он стал информативным и полезным. Как получилось — решать вам.
Терминология
Риском называется неопределенное событие, которое положительно или отрицательно может повлиять на достижение целей проекта. Примеры: возможные санкции, перемена погоды, потенциальный декрет главного специалиста, смена руководства и т.п.
Следствия из определения:
- Не бывает проектов без рисков. Риск – это норма.
- Риски бывают отрицательные или положительные. Конечно больше отрицательных рисков.
- Проектного менеджера интересуют только риски, которые могут повлиять на цели проекта.
- Нужно отличать риски от проблем. Проблемы – это реализовавшиеся риски.
- Рисками нужно управлять, иначе вы будете управлять проблемами – а это дороже!
Подходы к управлению рисками
Кто будет управлять рисками? Есть три варианта.
- Руководитель проекта (РП). Это самый распространенный подход, учитывающий информированность РП, а также его ответственность и полномочия.
- Назначенный риск-менеджер. Так бывает в больших проектах и крупных компаниях.
- Ответственные за задачи. Риски, связаны с задачами, поэтому кому поручена задача – тот и управляет связанными с ее выполнением рисками.
Как управлять рисками? Подход PMI заключается в выполнении последовательности процессов по управлению рисками. Последовательность ниже:
- Определение рисков. На основании имеющейся информации с подключением команды проекта и методов коллективной работы РП определяет простой список рисков с заполнением важного документа – реестра рисков (простая таблица в MS Excel). Пример: в проекте длительностью в 1 года можно определить 200-300 рисков. Здесь крайне полезна классификация рисков по типам: технические, финансовые, организационные, человеческий фактор и т.п.
- Приоритезация рисков с помощью методов качественного и количественного анализа. Цель – выявить 20% рисков, которые могут привести к 80% потерь. И далее работать только с этими рисками. Используется тот же реестр рисков, в него вносятся фильтры.
- Определение и реализация стратегий реагирования на риски. По каждому риску из 20% определяем что мы с ним будем делать конкретно в зависимости от следующих стратегий:
a. Снижение риска. Пример – добавление ресурсов в команду, прививание против гриппа.
b. Уклонение от риска. Пример – заключение контракта не с подрядчиком А (риск большой), а с подрядчиком В (риск поменьше).
c. Передача риска. Обычно третьим лицам. Пример – страхование.
d. Принятие риска. Мы следим за риском и готовим на случай его реализации план Б. - Создание резервов. Обычно в проект закладываются резервы как по срокам, так и по бюджету. Это обычное правило. Фактически, это консолидация шага 4.
- Мониторинг рисков. За рисками нужно следить в ходе всего проекта, так как картина с рисками меняется: некоторые риски не реализуются и уходят, некоторые – реализуются, многие риски остаются, но меняют приоритеты (свою величину). Реестр рисков ведем на протяжении всего жизненного цикла (ЖЦ) проекта.
«Все управляют рисками. Большинство это делает интуитивно. В проектах рисками нужно управлять осознанно.»
Вообще, тема управления рисками в проектах довольно не исследована и заслуживает отдельных материалов. Автор статьи экспериментировал на эту тему проводя, например, заседания Лаборатории риск-менеджмента в Екатеринбурге или Тюмени. Еще мне вспоминается идея Эдварда Ферна, который собирался писать книгу о рисках, точнее говоря о более широкой категории неопределенности в проектах.
Комментарии: нет ответов