Коллектив скандинавских авторов во главе с Нильсом Брузелиусом написал интересный труд «Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций». В книге исследована магия больших проектов: статистика показывает тотальное превышение бюджетов и очень скромную их эффективность после запуска. Я дополнил статистику в книге собственными цифрами.
Авторы приводят большое количество примеров из своей практики. Судя по данным, они являлись заинтересованными лицами многих описываемых в книге проектов. Например, подробно рассмотрен проект строительства туннеля под Ла-Маншем с итоговым превышением расходов на строительство на 80%.
В книге приводятся и другие примеры из области транспортных/инфраструктурных проектов. На этом фоне превышение бюджета всего на 10% строительства нового аэровокзала в Анапе выглядит очень достойным событием -). Можно сказать, что превышения бюджета не было, я и команда проекта использовали только нормальный резерв в 10% на управление рисками.
Среди мегапроектов, описываемых в книге есть и рекордсмены по превышению бюджета. Например, Сиднейский оперный театр, реальная стоимость которого превысила проектируемую приблизительно в 15 раз, и сверхзвуковой лайнер Concorde, реальная стоимость которого оказалась в 12 раз выше запланированной. Выше всех в приведенной статистике стоит Суэцкий канал с превышением бюджета в 19 (!!!) раз.
Другой стороной медали, которая отмечается авторами книги являются неудовлетворительные результаты прогнозирования спроса на мегапроекты. Подавляющее большинство транспортных мегапроектов демонстрируют низкую эффективность после запуска. На этом фоне планируемая загрузка нового аэровокзала в Анапе в первые два года после запуска (запуск в 2017 г.) выполнена на 100% и скорее всего будет перевыполнена до конца 2019 года.
Авторами сформулированы четыре инструменты, применение которых позволит снизить риски и повысить эффективность мегапроектов. Они следующие:
Первое: Повысить прозрачность принятия решения в мегапроектах для всех заинтересованных сторон.
Второе: Сделать акцент не на технические, а на функциональные требования.
Третье: Улучшить системы нормативного регулирования.
И четвертое: привлекать рисковый (частный) капитал.
Для России это актуально, так как количество мегапроектов увеличивается. Вот как выглядит ТОП-10 мегапроектов по состоянию на 2015 год:
- Нефтехимический комплекс «ЗапСибНефтехим»
- Атомные ледоколы проекта 22220
- Новый агрегат аммиака АО «ФосАгро-Череповец»
- Новое производство аммиака МХК «ЕвроХим»
- Мост через Керченский пролив
- Космодром Восточный
- Амурский газоперерабатывающий завод
- Магистральный газопровод «Ухта – Торжок – 2»
- Судостроительный комплекс «Звезда»
- Биофармацевтический кластер «Магнус-Грозный»
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность,
И небо — в чашечке цветка» Уильям Блейк
Комментарии: нет ответов