Очередной корпоративный тренинг был посвящен моделированию мегапроекта. Вместе с участниками тренинга на протяжении 20 условных лет добывали камни, перевозили камни на строительную площадку, возводили пирамиды. И, конечно, сталкивались с рисками. Для мегапроекта «Пирамида Хеопса» в игре были спроектированы несколько категорий рисков. Самые масштабные риски создавал фараон и его окружение.
Процесс игры натолкнул на следующую мысль:
Как любой проект сопряжен с рисками, так и любой мегапроект сопряжен с мегарисками
Мегариски — риски масштаба мегапроекта. Образованные люди при этом вспоминают книгу Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости».
Напомню, что автор назвал «черными лебедями» риски, которые удовлетворяют трем критериям:
Первое. Событие является неожиданным.
Второе. Событие имеет значительные последствия.
Третье. После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым.
Какие практические уроки вынес из прочтения книги для себя и моих коллег-руководителей проектов? Они следующие:
Во-первых, при определении рисков проекта используйте активные формы генерации новых рисков, включая мозговые штурмы и фокус-группы. Определяйте «платонические складки» — по терминологии автора, это источники появления «Черных Лебедей».
Во-вторых, при составлении реестра рисков отмечайте риски с признаками «Черных Лебедей» кодом ЧЛ. К ним относятся, я напомню, аномальные события с огромной величиной воздействия на статус мегапроекта. Пример реестра рисков ниже:
В-третьих, развивайте интуицию. Автор использует понятие серендипити (serendipity), что на русский язык переводится как интуитивная прозорливость. Интуицию можно развивать как навык с помощью следующих формул:
- Повышай восприимчивость к сигналам окружающего мира и внутреннего Я.
- Научись слушать себя!
- Выбери положительный настрой (просто станьте оптимистом).
- Освободись от навязываемых клише и стереотипов.
- Научись распознавать тень неправды для отличия истинного от ложного.
- Возьми на себя ответственность за принятие верных решений.
В-четвертых, как риски бывают положительные и отрицательные, так отличайте «хороших» Черных Лебедей и «плохих» Черных Лебедей. Для «хороших» ЧЛ выбирайте стратегию усиления («прикармливания» — ЕП).
В-пятых, не ленитесь закладывать резервы проекта по бюджету и срокам. Аргументация для руководства, которое уверено, что все пойдет по плану, может быть следующая:
«В нашем проекте столько «неизвестного неизвестного«, что что-нибудь обязательно выстрелит и задержит сроки» ЕП
В-шестых, учтите, что правило Паретто в изложении Талеба трансформируется в правило «50/01» или «Половину нужной работы для проекта делает один процент людей».
В-седьмых, оглянитесь вокруг. Они уже летят! Пока я писал эту статью, как минимум, один Черный Лебедь почти прилетел. Я к нему был готов и, поэтому, данный лебедь был «Серым Лебедем» по классификации доктора Талеба.
В-восьмых, обратите внимание, что те, кто отвлекает нас от проекта, увеличивает риск появления Черных Лебедей.
В-девятых, еще больше поверь в себя. Как минимум, ты уже предупрежден, что мир вокруг твоего мегапроекта — непрост, асимметричен и нелинеен.
«Мы, люди — жертвы асимметрии в восприятии случайных событий. Мы берем на себя ответственность за хорошее, но не за плохое.» Талеб
На тему управления рисками в мегапроектах интересно прочитать еще одну книгу. Коллектив скандинавских авторов во главе с Нильсом Брузелиусом написал интересный труд «Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций». В книге исследована магия больших проектов: статистика показывает тотальное превышение бюджетов и очень скромную их эффективность после запуска.
Авторы приводят большое количество примеров из своей практики. Судя по данным, они являлись заинтересованными лицами многих описываемых в книге проектов. Например, подробно рассмотрен проект строительства туннеля под Ла-Маншем с итоговым превышением расходов на строительство на 80%.
Среди мегапроектов, описываемых в книге есть и рекордсмены по превышению бюджета. Например, Сиднейский оперный театр, реальная стоимость которого превысила проектируемую приблизительно в 15 раз, и сверхзвуковой лайнер Concorde, реальная стоимость которого оказалась в 12 раз выше запланированной. Выше всех в приведенной статистике стоит Суэцкий канал с превышением бюджета в 19 (!!!) раз.
Другой стороной медали, которая отмечается авторами книги являются неудовлетворительные результаты прогнозирования спроса на мегапроекты. Подавляющее большинство транспортных мегапроектов демонстрируют низкую эффективность после запуска.
Авторами сформулированы четыре инструменты, применение которых позволит снизить риски и повысить эффективность мегапроектов. Они следующие:
Первое: Повысить прозрачность принятия решения в мегапроектах для всех заинтересованных сторон.
Второе: Сделать акцент не на технические, а на функциональные требования.
Третье: Улучшить системы нормативного регулирования.
И четвертое: привлекать рисковый (частный) капитал.
В качестве резюме:
Черный лебедь — эмблема печали,
Белый лебедь — эмблема любви
Литература:
- Талеб Нассим Николас «Черный лебедь. Под знаком предсказуемости»
- Брузелиус Нильс «Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций».
Комментарии: нет ответов