Будучи в Батуми в начале ноября и изучив город и бульвар решили спланировать и реализовать небольшую поездку в горы. Поискав в путеводителях нашли соответствующую нашему времени и уровню сложности поездку в национальный парк Мачахела под названием Machakhela gun road (так как в этой долине производили старинные кремневые ружья).
В середине XVI века Мачахела, как и вся остальная юго-западная Грузия, была захвачена Османской империей – этому предшествовал долгий период борьбы грузин с турками, что нашло свое отражение в том числе и в ремесленной специализации ущелья Мачахела: местные мастера славились на всю Грузию качеством своего огнестрельного оружия.
Очень понравилось, что в путеводителе, который помещался в бумажнике, кроме подробной дорожной карты были также даны характеристики проекта (устав), включая такие показатели, как Location, Start-End of the route, Distance, Duration, Route type, Route difficulty and road type. На дорожной карте маршрута (проекта) были представлены не только промежуточные ключевые точки, но и диаграмма Height-Distance с уходящей в небеса кривой. Вообщем, отличные условия для планирования.
«Хорошая дорожная карта — половина успеха проекта !»
Ущелье Мачахела расположено на территории Хелвачаурского муниципалитета Аджарии, в 25 километрах от побережья Черного моря и своей южной частью оно граничит с Турцией. По дну Мачахельского ущелья проложена одна из двух дорог, соединяющих побережье с внутренними землями Чорохского края. В середине XVI века Мачахела, как и вся остальная юго-западная Грузия, была захвачена Османской империей – этому предшествовал долгий период борьбы грузин с турками, что нашло свое отражение в том числе и в ремесленной специализации ущелья Мачахела: местные мастера славились на всю Грузию качеством своего огнестрельного оружия.
На протяжении всего маршрута встречались изумительные по красоте виды и исторические артефакты: мы проехались по подвесному мосту, залезли на старинную крепость Гвара, в которой сохранились вкопанные глиняные кувшины для воды, наблюдали арочные мосты, построенные в эпоху правления царицы Тамары.
Рис.Дорожная карта полностью.
Отдельно отмечу, что вместе с увеличением высоты становится все меньше и меньше людей, понимающих русский язык. Забравшись к водопаду Чхери мы обратились к помощи детей, которые высыпали на дорогу с просьбой уточнить маршрут. Дети мило улыбались и не понимали, чего от них хотят (почувствовали себя Жилиным и Костылиным). Только старик, седой как лунь, помог с дорогой и путая английский, грузинский и русский указал правильную дорогу.
Наша поездка, а с нею и весь маршрут завершился успешно: высота была взята, машина вернулась на базу, НО… с точки зрения извлеченных уроков записали несколько полезных советов (лайфхаков):
- Нужно аккуратно следовать маршруту, так как от основной дороги есть ответвления, по качеству не уступающие ей, но грозящие привести вас в тупик.
- В каменных мешках разворачивайтесь со всеми мерами предосторожности, высадив пассажиров, подставляя под колеса камни и т.п.
- Лучше не ездить по маршруту в сумерки — можно заблудиться, указателей почти нет, лучшим указателем является качество дороги (навигатор может сбойнуть).
Очередной подвиг завершен! Да здравствует новый подвиг!
Pingback: Грузия: Птичка-невеличка | Управление подвигом
[…] В первую очередь, город созданный для неспешного отдыха осенью без летней суеты и перенаселения. Прекрасный бульвар с летним театром. Забавные артефакты и скульптуры, небоскребы и танцующие фонтаны а-ля Дубай, теплое море с возможностью вволю поплескаться в ноябре. А еще старинная часть города, которая внимательно была исследована по книге «Грузия пешком». Отдельная глава — поездка в горную часть Аджарии. […]