На конференции в Аносино в конце июля замер увидев необычные скульптуры. Оказалось, что это работы бурятского скульптура Даши Намдакова. Всемирно известного. Его работы были выставлены в фойе конференции, а также в саду.
Сразу сформулировал название композиции — искусство Чингис-хана. Видимо был подготовлен к этой теме перечитав недавно трилогию Василия Яна «Чингисхан — Батый — К последнему морю». Проплыв по исторической линии сражений Батыя в 13 веке: Суздаль — Владимир — Козельск.
НАЗВАНИЕ — СКАЗКА. Бронза: литье, патинирование. 2014.
Очень необычные работы. Поражает размах фантазии как у Дали и гибкость форм. Статуи как восточные орнаменты. Можно увидеть не только богов (там есть маленький Будда), но и воплощение снов автора.
Сюжет этой скульптурной группы (Сказка) строится на сопоставлении персонажей: изящной и невозмутимой девушки-всадницы и диалоге барсов-хранителей в основании скульптуры с фантастичным дракончиком на крупе лошадки. Скульптура почти «музыкальна», и хореографична, — так пластичны все движения и легки объемы. Мы, зрители, можем придумать продолжение сюжета этой сказки, и можем погрустить или позабавиться вместе с её героями. Доброта, человечность, лиризм — именно эти чувства вызывают персонажи «Сказки».
Мое восприятие красоты сформировалось в раннем детстве, когда детьми мы собирались вокруг костра в степи и смотрели в черное небо, усыпанное сияющими звездами. Это и есть гармония, единственный закон вселенной. ДН

Скульптуры Даши Намдакова хочется потрогать. Они теплые. Кота потрепать за ухо, буддийскому монаху провести по пузу. У амазонки (Виктория) потрогать маленькую упругую грудь.

Довольно страшная скульптура — Воспоминание. Перед зрителем предстает образ старого шамана. Традиционной одеждой сибирского шамана является особый плащ с нашитыми на него атрибутами в виде колокольчиков, бронзовых зеркал, ракушек каури, а головным убором — маска или шапка в виде головы зверя, птицы или, как в данном случае, двух черепов гигантских лосей с рогами, испещренными древними орнаментами.

Больше всего понравилась скульптура Виктория. На ней гибкая амазонка с огромным луком стоит на голове поверженного льва. Идеальные формы, ничего лишнего.
Гибкое сильное тело юной воительницы скульптор создает в состоянии азартного прыжка, который похож на полет. Фигура взметнулась в рывке вслед за выпущенной стрелой, создав выразительный рисунок пружинного изгиба. Поверженный зверь у ног амазонки — это символ врага. Торжествует Победительница! Так продолжается тема интерпретации античного мифа в творчестве Даши Намдакова.

Я просто занимаюсь тем, что меня волнует, и люди чувствуют, что в этом есть что-то настоящее. ДН

В качестве резюме
Но Запада нет и Востока нет,
Нет наций, родов и преград,
Когда двое сильных и смелых мужчин,
Друг другу в глаза глядят! Киплинг
Искусство Даши Намдакова - это необъяснимое явление в искусстве, не только бурятском, но и в российском, не только в российском, но и в мировом, в современном. Его искусство не знает границ; границ территориальных, границ пространственных и временных. Его искусство завораживает: оно притягательно и странно одновременно. Феномен Даши Намдакова как художника в том, что он сохранил национальные традиции, но представил их в совершенно новом, авангардистком стиле. Его почерк нельзя повторить: ощущение формы, пластики, движения, чувство пропорции и гармонии академичны, но наполнены самобытным характером и смыслом. Воссоединение классического, традиционного Востока с привычной европейской цивилизацией придает работам Даши неповторимую индивидуальность, стиль, своеобразие. В произведениях Даши Намдакова явственно проступают образы древнего мира. Однако Даши - яркий пример современного искусства. Работы Даши как будто возрождают "забытые" формы и сюжеты прежних эпох, которые перенеслись в наш мир, неся свою энергию, силу, мощь. Древнее и забытое органично входит в художественный стиль Даши Намдакова.