Дизайн-мышление — примерно то же самое, что и критическое мышление. Эта модель помогает выйти из сумрака. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».
Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее её развили учёные Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.
Дизайн-мышление пофазно увязывается с гибкими методиками управления проектами, например, методологией Scrum. Если взглянуть на мою интеллект-карту ниже, то мы увидим итерационный подход, поддерживающий ценности Agile за исключением ликвидации излишней документации.
Как и любая модель, дизайн-мышление лучше всего заходит с помощью житейских примеров. Предположим, что вы встретили интересную девушку и она вызвала у вас чувство. Что вы делаете по этой модели?
Шаг 1: Эмпатия
Светка вам нравится, но вы человек с серьезными намерениями и пытаетесь узнать ее получше. ее привычки, опыт, переживания. Вы даже (о,ужас!) хотите принять ее точку зрения и посмотреть с этой позиции на себя самого. Между вами появляются много интересных ниточек, общих намерений, совместных целей.
Шаг 2: Фокусировка
Светка вам нравится еще больше, но вы не хотите, чтобы она воспринимала вас как очередную пассию, только друга или тренера по бегу. Вы расставляете приоритеты и сосредотачивайтесь на ключевых целях: свадьба, гнездо, дети и даже внуки.
Шаг 3: Генерация идей
Светка для вас основная цель, поэтому вы запускаете мозговой штурм, как начать реализацию идеи. Идеальный вариант, если Светка вам помогает. Ряд гипотез вы отбрасываете, принимая простые и практичные решения.
Шаг 4: Прототипирование
Вы со Светкой строите полигон, на котором стремитесь отработать идею жить вместе, реагируя житейские тяготы, мелочи и неопределенности. Вы извлекаете уроки и корректируйте подходы, инструменты, начальные требования и ожидания заинтересованных сторон. Цели тоже иногда. Сохраняется вероятность сделать шаг назад и хорошо подумать еще раз, когда что-то идет не так.
Шаг 5: Тестирование
Вы со Светкой берете очередную высоту и бросаетесь в омут с головой. Вы видите цель, верите в себя, не замечаете препятствий. Вероятность неудачи также сохраняется. Ключевая цель становится достижимой.
Шаг 6: Финиш (или запуск следующей итерации)
Вы со Светкой — две половинки, которые успешно отработали цикл дизайн-мышления, закалили друг друга и теперь находитесь в состоянии стабильности. Цели достигнуты. Самое время. чтобы поставить новые.
Такова се ля ви !
Комментарии: нет ответов