Пандемия обогатила наш язык многими иностранными словами. И это не только медицинские термины, идет повсеместный импорт глаголов, как будто у нас не …великий и могучий. Сегодня мелькнула новость, что российских педагогов будут учить тьюторству, тренеров — коучингу, инженеров — креативности.
На этом фоне использование технического термина резильентность в плане а) борьбой с вирусом и выживанием в тяжелые времена; б) темой нашего сайта (управление подвигом) не показался мне излишним.
Слово «resilience» употребляется редко. Во французском и испанском языках оно используется только, как технический термин для обозначения свойства материала принимать первоначальную форму после деформации, полученной в результате давления (сопротивление материалов). На видео ниже показана скрепка из нитинола
В английском языке этот технический термин употребляется также применительно к человеческим качествам. «Резильентность» — это способность человека или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях.
С практической точки зрения очень важно отметить, что концепция «резильентности» шире, чем просто «преодоление», так как она включает в себя два понятия:
- сопротивление разрушению, т.е. способность человека защищать свою целостность, когда он испытывает сильное давление;
- а также, помимо простого сопротивления, способность строить полноценную жизнь в трудных условиях; такое «созидание» предполагает умение планировать свою жизнь, что подразумевает движение в определенном направлении в течение какого-то времени.
Следует подчеркнуть, что «резильентность» может находиться в латентном состоянии. Но вследствие различных событий, происходящих в жизни каждого человека, его «дремлющая» способность сопротивляться разрушению и строить свою жизнь вопреки всему может «перейти в активную фазу» и даже усилиться. Речь идет о «разбуженном» потенциале. Следовательно, сам процесс перехода из пассивного состояния в активное может усилить способность к «резильентности». Результатом такого процесса является позитивное развитие в тяжелой жизненной ситуации.
«Резильентность» может проявляться по-разному. Например, немецкий ученый Фридрих Лозель выделил следующие аспекты:
- Положительный результат достигается, несмотря на высокий риск, например, когда приходится преодолевать многочисленные факторы, вызывающие стресс и напряжение. В качестве примера можно привести руководителя экстремального проекта, добивающегося успеха.
- Сохранение способностей в опасной ситуации. Примером этого может, вероятно, служить Анна Франк, которая в течение двух лет продолжала гармонично развиваться в исключительно тяжелых условиях до момента гибели в концентрационном лагере.
- Восстановление после перенесенной травмы и достижение успеха впоследствии: в качестве примера можно привести фигуристку Оксану Баюл, золотую медалистку Зимних Олимпийских Игр 1994 года в Норвегии. Когда Оксане было 2 года, ее бросил отец, в 13 лет она потеряла мать, но затем девочка гармонично развивалась в приемной семье.
Резильентность вспоминают, когда говорят о самосознании личности. Вот интеллект-карта системы навыков.
В статье использованы фрагменты книги Стефана Ваништендаля «Резильентность или оправданные надежды».
Комментарии: нет ответов