В субботу 7 декабря совершили вылазку в Истру, бывший город Воскресенск. Воскресенском город назывался до 1930 года в честь Воскресенского собора в монастырском комплексе «Новый Иерусалим». А еще зашли в музей «Новый Иерусалим» на выставку «Невесомость» художника Александра Лабаса.
Однажды патриарх Никон (светское имя Никита Минин) задумал построить близ Москвы Новый Иерусалим. Было это в далеком семнадцатом веке. И не только задумал, но и построил. Построил то, что теперь называется Воскресенским Ново-Иерусалимским ставропигиальным мужским монастырем в славном городе Истре.
Третий или четвертый раз я уже здесь бываю, и до сих пор не могу налюбоваться. Каждый раз привожу из поездок тонны фотографий и постоянно пишу о подмосковном Новом Иерусалиме, каждый раз для самого себя открывая что-то новое.
В Воскресенском соборе, по задумке патриарха Никона, все должно было рассказывать о пути Христа. Поэтому внутри храма мы видим кувуклию (от греческого «царская опочивальня») – часовню, в которой находится Гроб Господень.
Убранство и оформление храма уникальны и самобытны. В Израиле таких малахитовых изразцов, конечно же, не сыщешь. Автор их – знаменитый мастер Степан Полубес. К слову, в изразцовом искусстве это имя значит столько же, сколько значит имя Андрея Рублева в иконописи. Но это тема следующего визита в монастырь, в ходе которого мы задумали подняться на колокольню.
А еще посетили современный музей «Новый Иерусалим», который построен в 2016 году и находится на противоположному берегу реки Истра (Иерихон). В нем есть постоянная экспозиция, но мы пришли на выставку художника Лабаса.
На сайте музея сделан такой анонс о выставке: «Впервые выставка, посвященная Александру Лабасу, не фокусируется на определенной теме, а ставит задачей максимально полно представить разные грани творчества художника через его ключевые работы, созданные в 1920–1930-е годы. Экспозиция заняла основные выставочные залы музея, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений.»
Пожалуй, соглашусь с цитатой:
Искусство Лабаса особенно актуально сегодня, потому что рассказывает о том, как можно понимать настоящее сквозь призму размышлений о будущем. Это взгляд в будущее и проект строительства нового мира
Художник был зачарован самолетами и дирижаблями. На каждой картине их много вместо птиц.
В качестве резюме фрагмент стихов Иосифа Бродского «На выставке Карла Вейлинка»:
Возможно, это — будущее. Фон
раскаяния. Мести сослуживцу.
Глухого, но отчетливого ‘вон!’.
Внезапного приема джиу-джитсу
Этот день шесть лет назад
Написал статью: Федор Конюхов: Проект длиною два года
"И это — город будущего. Сад, чьи заросли рассматриваешь в оба, как ящерица в тропиках — фасад гостиницы. Тем паче — небоскреба" Иосиф Бродский