Сегодняшняя ситуация заставляет нас по-новому взглянуть на исторические мегапроекты недавнего прошлого. Изучить их уроки, оценить личный и коллективный вклад, увидеть роль лидера. Возникает невольная ассоциация про то, что мы называем управлением проектами, наши предки успешно осваивали и использовали. Называли это только по-другому -).
Поводом для статьи стала командировка в Верхнюю Пышму и посещение музея военной техники Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Десятки отреставрированных уникальных и серийных экспонатов военной техники демонстрируют дух Победы. Силу воли, мужество и подвиги людей, которые всё это произвели в условиях эвакуации, сложных условий труда, порой голода и холода.
Зимой на одной из окраин Свердловска можно было наблюдать такую картину. Под соснами, с которых свисали электрические лампы, работали станки. Тут же автогенщики резали сталь, кузнецы ковали металл
Масштабы эвакуации
В общей сложности за два этапа эвакуации — с июня 1941 года по февраль 1942 года и весной-летом 1942 года — из западных и южных областей страны на восток перевезли 2743 предприятия, в том числе 1523 крупных. Больше всего заводов (550) увезли с Украины, почти столько же (498) — из столичного региона, 109 предприятий эвакуировали из Белоруссии и 92 — из Ленинграда. Большая часть этих предприятий — 667 — попали на Урал, 322 — в Сибирь, 308 — в Среднюю Азию и Казахстан и 226 — в Поволжье.
За то же время с запада на восток СССР были эвакуированы в общей сложности свыше 20 млн человек —12,4 млн на первом этапе и 8 млн на втором. Подавляющее большинство из них разместились на территории РСФСР, в основном на Урале и в Сибири, около четверти — в Закавказье, Казахстане и республиках Средней Азии.
По мнению Прохорова А.П., автора книги «Русская модель управления» в случае с эвакуацией можно выделить следующие управленческие факторы, обеспечившие положительный результат:
Во-первых, мобилизация и перераспределение ресурсов на ключевые направления; во-вторых, создание централизованных контрольных структур; в-третьих, автономность низовых подразделений
Учитывая большой объем темы, связанной с эвакуацией, в границах этой статьи рассмотрим детали одного из проектов, а именно производство штурмовика Ил-2. Положительные результаты одного проекта стали частью комплексного мегапроекта, связанного с эвакуацией оборудования.
Начало
Уже 24 июня 1941 года Политбюро ЦК создает Совет по эвакуации. Его председателем назначается Н. М. Шверник, а заместителями — А. Н. Косыгин и М. Г. Первухин. 27 июня ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР принимают постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества».
Об эвакуации раньше не думали, планов не составляли, так как воевать собирались вообще-то на чужой территории
Перебазирование
Завод по производству самолетов Ил-2 находился в городе Воронеже. С февраля 1941 года серийно выпускал эти самолеты. Указание об эвакуации на восток было передано на воронежский завод № 18 в первых числах октября 1941 года. Основная идея плана состояла в том, чтобы, осуществляя перебазирование завода на новую площадку где-то на востоке, одновременно продолжать выпуск самолетов Ил-2 в Воронеже.
Планом предусматривалось, что перебазирование цехов и отделов должно осуществляться последовательно, с учетом места, занимаемого подразделением в технологическом процессе постройки самолетов. Первыми уезжают конструкторы и технологи с чертежами и другой технической документацией.
Вместе с ними едет часть сотрудников отделов главного механика, энергетика, плановый отдел, бухгалтерия. Все сотрудники едут со своими семьями. Следом за ними отправляются цехи подготовки производства. Эти подразделения на новом месте должны проводить подготовку к развертыванию основного производства.
Каждый работник предприятия имел право взять 100 кг груза и по 40 — на каждого члена семьи. Перевозка осуществлялась за счет государства
Новостройка, на которую перебазировался завод № 18, входила в число новых авиазаводов, строительство которых велось по решению Политбюро ЦК ВКП (б), принятому в сентябре 1939 года.
Но на октябрь 1941 года новая площадка завода в Самаре представляла собой группу недостроенных корпусов. Огромный корпус агрегатных цехов и такой же корпус главной сборки самолетов еще не имели крыш. Тем не менее, вагоны с оборудованием и людьми начали приходить и надо было начинать производство.
Разгрузка оборудования
«Конвейер» эшелонов, перевозивших оборудование и людей из Воронежа, действовал непрерывно. И для заводчан, собравшихся на новой площадке, главной задачей было принять оборудование, расставить его по цехам в новых корпусах и привести в действие.
Грузы катились по заводскому двору на обрезках труб и бревнышках. Правда, появился еще один вид транспортного средства — металлический лист с привязанной к нему веревкой или тросом. Станок устанавливался на лист, несколько человек впрягалось в тросовую петлю, один-два помогали сзади — и станок ехал по подмерзшей к тому времени, покрытой снежком дороге.
Приезжавший в те дни на завод № 18 главный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин вспоминает:
Останавливались составы, и тяжелейшее, сложнейшее оборудование словно ветром сдувало с платформ
Размещение оборудования
Фронт работ на новой площадке завода № 18 непрерывно расширялся. Прибывшие из Воронежа и развезенные по цехам станки и другое оборудование нужно было скорее пустить в дело. Для этого необходимо было выполнить как минимум два условия: закрепить станки на фундаменте и подать к ним электроэнергию.
Едва станок втаскивали в тот или иной цех и ставили на место по планировке, как к нему направлялись электрики. И пока несколько работниц цеха снимали со станка упаковочную бумагу и обтирали консервационную смазку, монтеры подключали к нему временную электропроводку.
Мерзлую землю отогревали спиралями, бетон — арматурой
Для установки 80-тонного пресса «Бердсборо» местные кулибины смастерили грандиозную треногу из железных балок (не было подходящего крана). С помощью системы талей и блоков переместили пресс на место. Бригада наладчиков запустила пресс за рекордные 25 дней.
Заканчивался декабрь 1941 года. Пришел последний эшелон с оборудованием и рабочими завода № 18. Перебазирование предприятия заняло два с половиной месяца. В тот памятный день на оперативном совещании директор завода Шенкман сообщил, что последний самолет Ил-2, собранный на старой площадке в Воронеже, облетан и сдан воинской части в начале ноября 1941 года. Таким образом, «илы» с маркой завода № 18 не поднимались в воздух из-за эвакуации лишь в течение тридцати пяти дней.
Налаженное производство выпускало один самолет в день. Казалось, что это «быстрая победа». Но руководство страны думало иначе
Производство
23 декабря 1941 года поздно вечером директор получил правительственную телеграмму:
Говорят, что директор завода Матвей Шенкман поговорил с коллективом завода и уже вечером 24 декабря отправил Сталину следующую телеграмму:
29 декабря 1941 года в тринадцать часов с заводской площадки отошел первый железнодорожный эшелон со штурмовиками Ил-2, изготовленными заводом № 18 на новом месте. Двадцать девять самолетов вез этот эшелон — всю продукцию завода, выпущенную в декабре 41-го. Курс — Москва.
В конце января 1942 года, то есть примерно через месяц после получения телеграммы Сталина, завод выпускал в семь раз больше самолетов!
Ответ на этот вопрос частично я комментировал здесь Воронеж: Как надо строить самолеты
Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей!
Модернизация
Прошедшие месяцы войны принесли штурмовику Ил-2 признание. Одновременно этот же период отчетливо выявил существенный недостаток самолета — незащищенность его хвостовой части, отсутствие бортового стрелка. На завод № 18 и в ОКБ Ильюшина с фронтов шли просьбы-требования о введении на Ил-2 кабины воздушного стрелка с пулеметной установкой.
Главный конструктор Ильюшин вспоминает свою встречу со Сталиным и его слова:
Делайте, что хотите, но конвейер останавливать не разрешаю. Немедленно дайте фронту двухместные самолеты
В ОКБ Ильюшина вспоминают, что первая партия двухместных «илов» была получена путем доработки одноместных машин, находившихся на подмосковном аэродроме, силами заводской бригады.
Отштампованное из дюраля жесткое кольцо врезалось в «бочку» фюзеляжа, и на нем укреплялась пулеметная установка. Для защиты стрелка поперек фюзеляжа со стороны хвоста укреплялась броневая плита. Образовавшаяся кабина прикрывалась сверху откидным фонарем.
Вот так в конце марта — начале апреля 1942 года на фронте появились первые двухместные штурмовики Ил-2.
Уже на втором этапе доработки штурмовика была изменена стреловидность крыла и установлен более мощный двигатель АМ-38Ф.
Вообще, в течение цикла производства штурмовиков инженеры вносили десятки улучшений в действующий самолет, одновременно с наращиванием производства. В том числе устраняя дефекты, например, одновременную замену воздушных фильтров без отзыва с фронта у трехсот самолетов (!).
Итоги
За время войны коллектив завода № 18 выпустил около 15 000 штурмовиков. То есть, фактически, почти половину от всего количества в 36 тысяч машин.
Штурмовик Ил-2 стал самым массовым самолетом в мировой истории.
Руками мужчин, женщин и подростков было сделано 15 тысяч гвоздей, вбитых в крышку гроба вермахта
Александр Прохоров резюмирует в своей книге «Русская модель управления»:
Успех эвакуации в конечном счете позволил нейтрализовать негативный эффект первоначальных поражений и потерь, обеспечить военно-техническое превосходство над противником и выиграть войну
С позиции руководителя проекта могу добавить только, что:
1. Новое – хорошо забытое старое!
2. Управляйте резервами! Они всегда есть.
3. Творите! Кто ищет, тот всегда найдет.
4. То, что делали наши инженеры в тылу, позднее назовут эджайлом.
5. Поговорить по душам с коллективом – это нельзя игнорировать.
6. Ваш проект является частью мегапроекта или другой системы.
Использованная литература
1. Военное обозрение. Ода заводу № 18.
2. Ил-2: Пять малоизвестных фактов о легендарном штурмовике.
3. Прохоров А.П. «Русская модель управления».
4. Материалы музея УГМК, г.Верхняя Пышма.
5. Материалы музея завода «Авиакор», г.Самара.
6. История Великой Отечественной войны. Т 2.
Этот день год назад
Написал статью: Клин: Нот дирижер и Опер властелин
Комментарии: нет ответов