Воронеж по праву считается авиастроительной столицей России. Здесь расположено известное Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), которое выпускает дальнемагистральные самолеты Ил-96, региональные АН-148 и транспортные Ил-112В.
Но подвиг завода связан с выпуском фронтовых штурмовиков Ил-2. Летопись сообщает следующие данные:
10 марта 1941 года начальник летно-испытательной станции Рыков поднял в воздух с аэродрома завода первый серийный штурмовик Ил-2. От получения чертежей штурмовика из ОКБ Ильюшина жо выпуска первой машины прошло всего три месяца (!).
В начале октября 1941 года было принято решение об эвакуации завода на станцию Безымянка в двадцати километрах от Куйбышева.
23 декабря 1941 года на эвакуированный завод, который на новой развернутой площадке выпускал один самолет в сутки, пришла телеграмма Сталина, в которой он напоминал, что «Ил-2 нужны Красной Армии теперь как воздух, как хлеб» и требовал, «чтобы выпускали побольше Илов».
24 декабря 1941 года 35-тысячный коллектив завода вместе с директором отправил ответную телеграмму Сталину в которой обязался «позорное отставание немедленно ликвидировать».
С января 1942 года завод стал выпускать в сутки по семь (!) самолетов Ил-2. В феврале выпуск штурмовиков вырос в десять раз (!!), а в марте – в двенадцать раз (!!!).

Всего за годы войны заводом было выпущено около 15 тысяч самолетов Ил-2.
Загадкой для меня остается вопрос многократного увеличения выпуска самолетов (с 1 до 7) в сутки всего лишь за один месяц. Ответ на этот вопрос может записать новую главу в управление проектами.
Традиционные версии не дают правильных ответов, а именно:
За счет увеличения ресурсов: существенной прибавки ресурсов не было, коллектив завода оставался стабильным. Возможно руководством компании было сделано перераспределение существующих ресурсов, но это могло дать вклад не более 30%, но не в разы.
За счет оптимизации производства: за такой короткий срок маловероятно, тем более в условиях новой площадки, напомню, что завод находился в эвакуации.
За счет управленческих усилий: маловероятно, хотя директор завода был уважаем и любим сотрудниками и знал более половины завода по имени.
Мой вариант ответа. Вышестоящие три фактора нужно принять во внимание, но скачкообразный рост производства стал возможен за счет 1) отложенного выхода завода на проектную мощность (когда завод выпускал 1 самолет в сутки, он еще только налаживал производственный поток); 2) за счет идеологической мотивации, усиленной ненавистью перед наступающим врагом.
Вклад последнего фактора измерить в существующих условиях невозможно, но очень вероятно, что именно этот фактор стал ключевым в достижении успеха проекта. Также свою роль сыграл эффект синергии.
Важный вывод, который можно сделать из этой истории:
«Мотивация (при наступлении нужных условий) может стать фактором кратного увеличения производительности труда в проекте» Е.П.
По своему данный вывод подтверждает Федор Конюхов.
А вы что думаете?
Комментарии: нет ответов