На тренинге 4-5 августа экспериментировал с циклом Колба. Интересные наблюдения, хорошие результаты. Решил выложить фотографии с тренинга вместе с концепцией цикла Колба в этой статье.
Ссылка: Андрогогика — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом.

Полвека назад американский специалист по андрогогике Дэвид Колб опытным путем установил, что для достижения результатов обучения взрослый должен пройти 4 этапа.
Этап I – Получение конкретного опыта. Обучаемый «набивает шишки» — что-то переживает, делает так, как умеет сейчас (симулирует действие) и получает результат действия. Например, не зная азов велоезды, запрыгивает на велосипед, пытается крутить педали и, естественно, падает. Понимая, что вышло не совсем хорошо, осознает потребность в дальнейшем обучении, и для разъяснения нюансов обращается к тому, кто умеет это делать.

Этап II – Наблюдение и размышление над опытом. Предполагает анализ плюсов и минусов сделанного и его результата. Если не осмыслить действия и не понять, где была допущена ошибка, приведшая к падению с велосипеда, и что нужно сделать, чтобы избежать его в дальнейшем, прийти к положительному результату не удастся. Для этого, вероятно, придется понаблюдать — как другие ездят на велосипеде, и сравнить со своими действиями.

Этап III – Формирование абстрактных понятий и обобщений. Обучаемый извлекает урок из 2 предыдущих этапов:
- находит взаимосвязи между полученным опытом и проанализированной информацией;
- получает целостное представление о том, как все работает;
- решает, что все это означает для него;
- генерирует идеи о том, как использовать новые данные в схожих ситуациях.

В продолжение примера с неумелым ездоком. Осознав значение происшедшего, тот планирует изменения и вырабатывает принципы относительно того, что поможет ему обучиться велоезде.
Этап IV – Активное экспериментирование. Обучаемый рассматривает способы и пробует методы и стратегии, основанные на выводах предыдущих этапов цикла. Поняв теорию и принципы езды на велосипеде, новичок вновь садится на него и едет — в результате появляется новый непосредственный опыт (удачный или не совсем). Далее круг замыкается — начинается новый виток цикла.

Таким образом, учебный процесс в представлении Колба — это цикл, включающий накопление собственного опыта, последующее размышление над проблемой, ее обдумывание, и в итоге – действие, связанное с проверкой усвоенной теории на практике.
Данная модель обучения приемлема для всех, но наиболее приближена к реалиям жизни взрослых учащихся. Только они достигают с ней максимальных результатов. В отличие от детей, взрослые имеют жизненный опыт (возможно, в той сфере, в которой хотят пройти обучение), и обучаются, исходя из своих потребностей, ради достижения цели, то есть — осознанно.
Однако Колб заметил, что разные люди склонны познавать новое только одним из способов: 1) непосредственным получением опыта, 2) рефлективным наблюдением, 3) абстрактной концептуализацией (обобщением) или 4) активным экспериментированием. И, исходя из этого подразделил всех участников обучения на:
- активистов — пытаются решать задачи сразу, без погружения в теорию;
- мыслителей — углубляются в информацию и много над ней размышляют, но практиковать применение новых знаний не спешат;
- теоретиков — любят «глубоко копать», систематизировать информацию, строить модели и концепции, но практическим их применением интересуются мало;
- прагматиков — изучают ровно столько, сколько нужно для решения практических задач, и сразу приступают к выполнению заданий

Естественно, «в чистом виде» они встречаются редко. Каждый проходящий обучение в разной степени преодолевает все этапы представленного выше цикла. Однако предпочитает определенную связку способов получения и обработки информации и больше склоняется к практическим действиям или теоретизации.
- Активиста (связка личный опыт — практика) бесполезно заставлять читать книги. Он предпочитает простые объяснения, которые сразу можно применить на практике. Проще дать ему пошаговую инструкцию.
- Мыслитель (связка личный опыт — размышление) спешку не любит, и старается разобраться во всех деталях: задает уточняющие вопросы, анализирует увиденное и пройденное. Однако практиковать применение новых знаний он скорее уговорит Вас.
- Теоретик (связка теория — размышление) мыслит логически. Он много читает и анализирует. Логически обоснованная теория для него важнее практического применения.
- Прагматик (связка теория-практика) – это типичный «технарь». Он реализует свой потенциал при решении практических задач. Принимает решение путем поиска ответов на конкретные вопросы, но не прочь и поэкспериментировать.
Но нельзя научиться чему-либо, только изучив теорию по интересующему вопросу (простое чтение обучающих статей не поможет освоить принципы движения на велосипеде). Неэффективно и бездумное выполнение действий без последующего анализа и подведения итогов. Езда на велосипеде без отслеживания конкретных действий (постановка ног на педали, удерживание руля, контроль осанки и пр.), размышлений над ними и проверки заключений на практике приведет к новому падению.

Следовательно, для успешного обучения нужно быть то наблюдателем, то участником, переходить от прямого участия к объективной оценке. То есть пройти все этапы цикла, и обязательно по кругу, не пропуская и не выделяя какой-то из них. Лишь такое обучение будет эффективным.
Заключения Колба и его четырехступенчатый цикл обучения широко применяются при составлении тренингов – преимущественно корпоративных. Их богатая методология позволяет создавать такие условия, в которых учащиеся вовлекаются во все этапы учебного процесса не зависимо от предпочтительного способа получения знаний.

Таким образом, цикл Колба – пример удобной и практичной модели, при использовании которой ни один участник тренинга не останется вне учебного процесса. Несложная к пониманию, она адаптирована к специфике восприятия именно взрослых обучаемых, отлично учитывает выработанные ими привычки обучения: активистам позволяет действовать, мыслителям – анализировать, теоретикам – строить концепции, а прагматикам – их внедрять.
В статье использованы материалы с сайта https://edunews-ru.turbopages.org/edunews.ru/s/intensiv/info/cikl-kolba-v-treninge.html
Комментарии: нет ответов