Алексей Полковников в своем выступлении на конференции по управлению проектами в декабре этого года выдал очень интересный комментарий на вопрос ведущего: «Как гармонизировать увлечение гибкими технологиями в управлении проектом и классические подходы?». Ответ содержал ссылку на японскую технику Сю-Ха-Ри в обучении боевыми искусствами. Уместный взгляд на восток, так как даже Международный институт управления проектами PMI активно посматривает в сторону японской методологии P2M, своде знаний учитывающего культурные традиции, опыт передовых предприятий и философию Японии.
Мысль Алексея Полковникова сводилась к следующему тезису: прежде чем экспериментировать с гибкими методологиями нужно научиться классическим методам управления проектами. Давайте вместе декодируем этот зашифрованный ответ и за этим обратимся к пониманию подходов.
Японский подход «Сю-Ха-Ри»
Подход «Сю-Ха-Ри» является системой обучения японским боевым искусствам, которая дошла до нас с эпохи самураев и с успехом применяется в настоящее время. Эта система отполирована временем и пронизана философией Японии, включая два основных момента. Первый момент — наличие Пути. Второй момент — роль Учителя.
Шаг «Сю», первый в этой системе, означает дословно «поклоняться». На этой ступени Ученик изучает правила под руководством Учителя. Тонкий момент: даже если он не понимает, зачем они нужны и как ими можно пользоваться сейчас. Роль Учителя — направить Ученика на истинный путь и предотвратить ситуацию, когда он заблудится по дороге.
Второй Шаг «Ха», означающий в переводе «улучшать», подразумевает, что Ученик понимает систему правил и может, должен и готов вносить в нее улучшения. Роль Учителя: заставить почувствовать Ученика, что знания не являются ограничением, а скорее являются фундаментом для развития. Одновременно, здесь включается восточная философия хорошо уложенная в ритм японской системы качества: непрерывные небольшие, но постоянные улучшения (кайдзен).
Третий шаг «Ри» в переводе означает «прозревать» ведет к тому, что Ученик понимает гармонию развития и сам становится Учителем. Ступень длится бесконечно и показывает, что для достижения цели у вас теперь есть все возможности, а ваш арсенал это…»пусть расцветают сто цветов«.
Западный подход «Верблюд-Лев-Ребенок»
Назвать западным этот подход в полном смысле слова нельзя, но написал о нем Фридрих Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра». Здесь с образами верблюда, льва и ребенка увязан подход «Сю-Ха-Ри».
Верблюд — это символ навьюченного знаниями обучаемого, который на данной стадии должен молча нести свою ношу и соблюдать ритм движения. У верблюда есть погонщик, который знает куда нужно идти.
Лев — символ ученика, у которого появились активные степени свободы, в том числе возможность созидать новые ценности. Он многое может, но не может преодолеть ограничения собственного духа.
И, наконец, ребенок как активный элемент системы, который может сделать новые шаги, не обремененные прошлым опытом. «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения«, пишет Ницше.
Российский подход «Три категории горнолыжников»
В России все сложнее и запутаннее. Если дополнить Редьярда Киплинга, то в нашей стратегии можно записать: » Запад есть Запад, Восток есть Восток, в России им не сойтись«. Мы смотрим и на Запад и на Восток широко раскрытыми глазами и набираем запас историй.
Первая история более близка к западному подходу.
«Как известно, все горнолыжники (или представители других опасных профессий) делятся на три категории: первая — ничего не знает и всего боится; вторая — что-то знает и ничего не боится; третья — все знает, но гоняет осторожно».
Вторая история близка к восточному подходу.
«С рождения и до 14 лет мы учим правила, с 14 и до 28 лет мы соблюдаем правила, с 28 и до 42 лет мы нарушаем правила, с 42 лет мы пишем правила».
А еще, наверняка, отечественная мудрость в этом вопросе сконцентрированы в русских пословицах и поговорках. Надо только откопать!
А вы что думаете?
Комментарии: нет ответов