Есть такая категория подвига — духовный подвиг. Сегодня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина интуитивно набрал в поиске: Пушкин и подвиг. По ссылкам нашел отличную статью и фильм с глубоким смыслом. И статья и фильм с названием «Духовный подвиг Пушкина«.
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.» А.С.
Духовный подвиг Пушкина заключается в том, что своими известными и любимыми во всех сословиях стихами, пропитанными живым русским народным (=языческим) словом-духом, он оживил почти полностью омертвевший язык российской элиты, часть которой вообще считала ниже своего достоинства говорить по-русски и изъяснялась исключительно по-французски.
Пушкинские слова «Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет» относятся не только к лучшим произведениям в прозе и особенно в поэзии. Они относятся ко всему лучшему в Слове, созданному и до, и после Пушкина. Эти слова и являются критерием живоносной (а не смертоносной) гениальности в Русской Словесности.
По материалам Индрикрод, 2010
Авторы этого фильма по-иному воспринимают духовный подвиг Пушкина.
«Он бумагу умел марать под треск свечки, Ему было за что умирать у Черной речки!»
Будучи несдержанным на язык и очень вспыльчивым, Пушкин принимал участие во множестве дуэлей. Однажды он даже стрелялся со своим близким другом Кюхельбекером, который вызвал поэта на дуэль из-за обидной для него шутки. К счастью, всё обошлось, так как секунданты зарядили им пистолеты не пулями, а клюквой. Пушкин пережил 20 дуэлей, но 21-ая стала для него роковой.
Культура живет национальной памятью и вечно возобновляемым потоком традиции. В этом смысле Пушкин, с которым наша культура уже почти два века состоит в своеобразном диалоге, неизменно предстает в ней желанным собеседником, хотя не всегда обе стороны выступали как равноправные в этом диалоге. В течение нескольких десятилетий после смерти Александра Пушкина в 1837 году многим казалось, что историческая роль поэта исчерпана и его следует отнести к разряду завершенных — классических — явлений литературы. Поэт Владислав Ходасевич позднее назвал это время «первым затмением пушкинского солнца». Критики утверждали тогда, что пушкинское творчество — значимая, но перевернутая страница истории, а Аполлон Григорьев, напротив, призывал присмотреться к Пушкину как к выразителю народной души. Бурные 1860-е годы поставили перед поэзией новые общественные задачи, и уже поэт новой эпохи Николай Некрасов объявил Пушкина
Все противники нашей державы тогда поняли, что в военном противоборстве нас не победить. И тогда они пошли в атаку, прежде всего, на русскую душу, на русский коллективизм, на советский патриотизм, на то, что и создало великую державу. Я должен сказать, что эта атака им удалась. Они сумели, порушив коллективизм и наши лучшие традиции, перечеркнув социальные завоевания, добиться развала нашего единого отечества. Но, тем не менее, за последние 25 лет все вдруг опять увидели и почувствовали, что без нашей Победы, без русского языка и великих духовных традиций нам не справиться с новыми вызовами. Более того, президент Путин объявил, что главной национальной идеей является патриотизм и любовь к отечеству. Но я не устаю повторять: к какому отечеству? К отечеству справедливости и дружбы, к отечеству труда и побед или к отечеству ворья, насильников, наркоманов, жуликов, предателей? Но мы с вами всегда стояли за отечество высокой духовности!