18-19 марта посетили арт-парк Никола-Ленивец в Калужской области. Всё сложилось в пазл: Анино пребывание в Москве, хорошая погода, тяга к приключениям. Давно хотели посетить эти места, возможно летом, но летом здесь аншлаг. А теперь мы подолгу осматривали арт-объекты в полном одиночестве. Да и зимняя дорога, несмотря на весенне солнце, еще не превратилась в кашу.
АРМИЯ СНЕГОВИКОВ
Мы искали армию снеговиков, которая впервые появились здесь весной 2000 года. С этого времени и начался отсчет этого парка.

Сама по себе деревня Никола-Ленивец существует давно: первые упоминания о ней относят еще к III тысячелетию до н.э. Но заговорили об этом месте лишь в конце 20-го века, когда здесь обосновались свободные художники Василий Щетинин и Николай Полисский. Люди незаурядные, творческие, ищущие.

Позже к ним присоединились коллеги – архитекторы, скульпторы и художники – вдохновившиеся идеей создания уникального экопоселения. Самобытная природа этих мест послужила катализатором творческого потенциала. В результате чего свет увидело множество незаурядных произведений искусства. Вот некоторые из них:
БОБУР
«Бобур» — это одновременно отсылка и к голове в поле из «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина, и к парижскому Музею Помпиду, фасад которого украшают открытые вентиляционные трубы. И если с парижского Бобура видно весь город, то отсюда — весь Никола-Ленивец. 22-метровая конструкция, оплетенная березовой лозой, держится на металлическом каркасе. Вблизи она выглядит как большая корзина, издалека — как странный космический объект.

Бобур напоминает не то слона, не то саксофониста. По центральной лестнице можно забраться на вершину скульптуры.
УГРУАН
Угруан — великан в честь Стояния на реке Угре. Был создан в 2019 году. Самый цветной объект Никола-Ленивца. Стоит на берегу реки Угры и несет массу символов. Мосты, цепи, звенья, вложенность. яйцо, вавилонский зиккурат? Кольца сделаны из лозы, собранной здесь же. Окрашен вручную.

А вблизи это гигантское насекомое.
БЕЛЫЕ ВОРОТА
Белые ворота напомнили мне символ города Перми, который стоит на привокзальной площади Пермь-II. Там все сделано ровно из одинаковых брусков. Но идея такая же. Ворота в город.

Здесь более затейливые ворота из разных фрагментов. Как бы, ворота открытые на четыре стороны света. Четыре горизонта. Белый цвет неплохо смотрится среди сугробов. Кроме ворот, вблизи других объектов нет.
АРКА
Объект-гибрид, сочетающий в себе несколько пространств и функций: триумфальную арку, портал, смотровую площадку, бар и колодец. Архитектор Борис Бернаскони строил его как полный антипод расположенной неподалеку «Ротонды»: вместо овала ротонды — квадрат арки, вместо белого цвета — черный, вместо очага в ротонде — колодец с водой. На смотровую площадку, по совету местных, лучше всего подниматься в пять утра, наверх ведет винтовая лестница. А спускаться нужно будет по узкому проходу с остановкой в «комнате художника».

НЕПРОХОДИМАЯ ЧАЩА
Небольшая композиция, которая изображает засеку. Здесь в 15 веке была граница Руси. За рекой Угрой уже Речь Посполита.

АКВАРИУМ
Десять лет в детстве и двадцать лет взрослой жизни держал аквариумы. Тема родная. Для оживления картины Доня размещена на коряге.

ШТУРМ НЕБА
Пирамида из деревянных лестниц, стремящихся к небу, — идеальный символ человеческих сил, брошенных на достижение заветной мечты. Авторов вдохновляла мысль, что лестница наиболее просто и понятно показывает движение, а небо — слишком иллюзорную цель.

Мои девушки предприняли штурм неба и добрались примерно на уровень третьего этажа. Я с Доней ждал внизу.
РОТОНДА
Негласный символ места, «Ротонда» Александра Бродского — это небольшой дом среди поля, одновременно и убежище, и площадка для наблюдения за окрестностями. В «Ротонде» много окон и 21 дверь, каждая из которых была найдена в старых домах по соседству. Правда, открыв их, нельзя попасть в другое пространство, зато можно остаться внутри — развести огонь в очаге и любоваться закатом.

Забрались на верхний этаж ротонды и увидели маковки церкви Святой Живоначальной Троицы в Николо-Ленивце.
ВСЕЛЕНСКИЙ РАЗУМ (НА РЕМОНТЕ)
Одна из самых больших инсталляций Николая Полисского, ажурная полусфера, или попросту деревянный «мозг» диаметром 14 метров, составлена из изогнутых балок и окружена колоннадой — то ли ракет, то ли приемников. По сути, это большой научный храм, при создании которого художник вдохновлялся псевдонаучными передачами о великих открытиях божественного компьютера.

Разум на ремонте. Вот так эта сфера выглядела летом.

При нас три монтажника работали по ремонту вселенского разума.
НО, ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ
В арт-арке было настолько много впечатлений, что решил разбить статью на две части. Продолжение следует…
В качестве резюме подражая Бродскому:
Знай, тайное лишь видится с натуры,
Арт-парк как сельский дом культуры.
Бродить, смотреть по правилам игры,
«Стояние на берегах Угры».
Комментарии: нет ответов