У этой статьи несколько поводов к написанию. Пожалуй, они уместятся только в столбик:
- 17 июля Православная Церковь отметила День памяти преподобного Андрея Рублева.
- Я посетил все храмы, в которых есть фрески Андрея Рублева.
- Даже проехал на велосипеде вдоль Андроникова монастыря, где Андрей Рублев был иноком.
- Пересмотрел фильмы Андрея Тарковского «Сталкер» и «Андрей Рублев».
- Перечитал историю создания фильма «Андрей Рублев».
Последнее укрепила меня в понимании, что талантливый режиссер Андрей Тарковский был хорошим организатором или по моей логике — руководителем проекта. Раскладывая пасьянс на составляющие теперь мы видим весь рискованный проект от инициации до успеха.
Инициация проекта. Подготовка сценария
В 1962 году после грандиозного успеха фильма «Иваново детство» А.Тарковский в соавторстве с А.Михалковым-Кончаловским начал писать сценарий «Страсти по Андрею». Работа над масштабным полотном о судьбе русского иконописца XV века Андрея Рублева потребовала изучения многочисленных исторических материалов и заняла почти два года.

Цитата из сценария: ….Нам бы хотелось, чтобы зритель понял и почувствовал в нашем фильме поэтическое иносказание. Нам хочется прославить русского человека, нашу Родину в ее современности.
Анализ документов
Работа над масштабным полотном о судьбе русского иконописца XV века Андрея Рублева потребовала изучения многочисленных исторических материалов и заняла почти два года.
Согласование сценария
Сценарий обсудили на редакционном расширенном совете Первого Творческого Объединения, на котором присутствовали художественный руководитель объединения режиссер Григорий Александров, член редколлегии сценарист Василий Катинов, редакторы объединения Василий Карен и Ирина Сергиевская, режиссеры Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский.
В процессе обсуждения мнения присутствующих разделились – стоит ли молодому режиссеру начинать работу над сложной исторической картиной или предложить ему снять фильм на более современную тему?
Вскоре первый вариант сценария «Страсти по Андрею» получил высокую оценку членами Художественного совета Первого Творческого объединения, о чем свидетельствует заключение подписанное его художественным руководителем режиссером Григорием Александровым.
Включение в производственный план
После передачи сценаряия в 6 Творческое объединение, которое возглавляли режиссеры А.Алов и В.Наумов, сценаристам предложили новые исправления и дополнения. В итоге Александр Алов и Владимир Наумов, а также директор объединения Павел Данилянц и главный редактор объединения писатель Юрий Бондарев обратились к руководству студии с просьбой о включении фильма в производственный план:
Корректировка сценария
А.Тарковский и А.Кончаловский продолжали работать над сценарием. Многократное обсуждение в Объединении и на Художественном Совете киностудии требовали от авторов сценария постоянных переработок и серьезного сокращения материала. Отдавая дань творческой концепции авторов, члены худсоветов видели в сценарии элементы социальной аморфности, излишнюю затянутость и др.
Работа с заинтересованными сторонами
Только после принятых корректировок сценария 26 ноября 1963 года Генеральный директор Киностудии «Мосфильм» В.Сурин и руководство Шестого Творческого Объединения киностудии направили письмо Председателю Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А. Романову о включении сценария в производственный план. Однако это письмо отправлено не было, так как 10 декабря 1963 года А.Тарковского телеграммой вызвали к Романову в ЦК партии.
В результате ряда встреч на самом высоком уровне Сценарно-редакционная коллегия Главного Управления художественной кинематографии приняла этот сценарий и разрешила начать следующий этап. Приказом Генерального директора Киностудии «Мосфильм» В.Сурина №227 от 1 июля 1964 года сценарий «»Начала и пути» с 25 мая 1964 года был запущен в режиссерскую разработку
Это означало, что теперь режиссер Андрей Тарковский, наконец, мог приступить к серьезной работе по непосредственной подготовке съемок своего фильма.
Начало кинопроизводства. Подготовительные работы
9 октября 1964 года многострадальный сценарий уже с измененным названием «Андрей Рублев» был запущен в подготовительный период , режиссерский сценарий в декабре 1964 года был отправлен в ГЛАВЛИТ (Главном управлении по делам литературы и издательств).
Теперь можно было начинать непосредственное кинопроизводство — готовить декорации, шить костюмы, подбирать актеров, намечать места будущих натурных съемок и др.

Набор команды
Для Тарковскеого выбор главного героя был очевиден:
«Теперь об актерах. С Любшиным на репетициях было трудно. А вот Солоницын актер особый, и я думаю, что другого такого Андрея мы не найдем. Пока по результату, по отношению к другим актерам, Солоницын добился меньше всех, но у меня не было времени для работы с ним. …Но мы хотим брать только Анатолия Солоницына, он не только талантлив, но и мудр.»

Запуск в производство
После всех подготовительных работ, приказом по Государственному Комитету Совета Министров СССР по кинематографии (№163 от 26 апреля 1965г. ) в соответствии с представлением Главного Управления художественной кинематографии и Киностудии «Мосфильм» картина была запущен в производство с 26 апреля 1965 года.
Производство. Первые проблемы
Сначала все отмечали успешность съемок, потом стали говорить о превышении метража (пленка была дорогая).
Постоянные требования о сокращении различных сцен фильма будут преследовать А.Тарковского еще долго. Но мешало нормальной творческой работе не только это.
Неприятности начали преследовать съемочную группу практически с начала съемочного периода. Так, построенные в спешке сложнейшие декорации оказались недостаточно прочными. В результате, в начале июня из-за проливных дождей декорация «Колокольная яма» обрушилась.
Производство. Большие проблемы
В сентябре 1965 года в редакцию газеты «Известия» пришло письмо из далекого от владимирской земли города Риги. В этом письме профессор Латвийского Государственного Университета Темникова яростно обличала варварские методы, которые используют во время съемок режиссер А.Тарковский и работники «Мосфильма». В частности, в кадре была подожженная татаро-монголами корова.
В результате руководство Главного Управления Художественной Кинематографии направило Генеральному Директору Киностудии «Мосфильм» В.Сурину требование разобраться с этими фактами и предоставить ответ как автору письма, так и в Главк.
Дальше — больше. В кадре была имитация пожара Успенского собора во Владимире. В результате нагревания загорелась обрешетка крыши. Группой были предприняты все меры по ликвидации загорания последствия причиненного ущерба. Сразу появилась статья в «Крокодиле».
Разбирательства после фельетона в сатирическом журнале «Крокодил» были столь серьезными, что администрация съемочной группы главе с режиссером А.Тарковским была вынуждена направить открытое письмо в самую главную газету в СССР — «Правду».
Потребность в дополнительном финансировании
Несмотря на все отвлекающие от работы эпизоды, картина двигалась к завершению. Однако значительный перерасход сметы, отставание в отснятом метраже и простои съемочной группы привели к тому, что в декабре 1965 года встал вопрос о дополнительном финансировании фильма.
В поддержку режиссера выступил директор объединения Павел Данилянц:
«…Положение очень серьезное и надо понимать, что это не тот случай, когда работа может протекать так, как это ляжет на душу создателей фильма, т.е. несоразмерно с планом и лимитом. В съемочной группе имеется отставание на 900 п.м. и перерасход денежных средств на двадцать тысяч рублей.»
Объективные причины дали основание А.Тарковскому не просто оправдываться в перерасходе сметы и необходимости пролонгации съемок, но и выдвинуть контробвинение:
«В работе над к/к » Андрей Рублев» наглядно вскрылась порочная производственная основа киностудии» Мосфильм. Студия оказалась неспособной построить нам декорации.»
Решение было принято однозначное – ходатайствовать перед руководством о возможности выделения дополнительных денег и продлении сроков производства фильма. Однако торжество справедливости было омрачено требованием сократить сценарий, чтобы максимально уложиться в новые сроки и финансы.
Для А.Тарковского начался новый виток борьбы за сохранение сценария.
Мониторинг и контроль
Съемки фильма «Андрей Рублев» продолжились. Но работа режиссера находилась под пристальным вниманием Комитета по кинематографии при совете министров СССР, где отснятый материал просматривался и по нему делались замечания.
Одно из них: «Вместе с тем в материале фильма есть и существенные недостатки. Некоторые сцены затянуты. Имеются большие натуралистические излишества: сцена с юродивой, входящей в храм, сцена купания язычников , сцена издевательств татар над юродивой. Все эти сцены необходимо переосмыслить и исправить».
Режиссер снова, в очередной раз должен был менять сцены и вносить исправления. Его фильм, который он уже почти полностью снял, все еще вызывал отторжение со стороны киноруководства. Тем не менее съемки продолжались со всей скрупулезностью – вплоть до того, что для съемок эпизода «Нашествие татар» были использованы лошади исключительно монгольской породы.
К 1 июню 1966 съемки были закончены, впереди предстоял монтажно-тонировочный период.
Завершение. Успех проекта
После многочисленных исправлений, на которых настаивали члены худсовета «Мосфильма» и руководство Госкино, в декабре 1966 года состоялась премьера картины «Андрей Рублев». Реакция на этот фильм была различной — от восторженной до резко отрицательной. Критики упрекали фильм в длиннотах, в жестокости, и особенно в искажении истории, хотя режиссер не ставил задачу точного воссоздания эпохи.
В результате, хотя на Каннском кинофестивале в 1969 году «Андрей Рублев» получил приз ФИППРЕССИ во внеконкурсном показе, в СССР картина после сокращений и перемонтажа прошла по экранам в 1971 году, и только в 1987 году в широкий прокат вышла ее восстановленная версия.

В качестве методического резюме
Таким образом, режиссер и руководитель проекта — близнецы-братья. Чтобы сделать успешный проект — надо им гореть! Что и сделал Андрей Тарковский.
«Кто более Матери-истории ценен?»
При подготовке статьи использованы архивные материалы киноконцерна «Мосфильм»
«Андрей Рублёв» — историческая кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии « Мосфильм ». Первоначально картине предполагалось дать название «Страсти по Андрею».