Из сегодняшнего разговора в курилке. — Мы практически не работаем, всё обсуждаем новости по мобилизации. — И как? — Да я еще не определился. — Нужно определяться. Я определился, я же офицер. — Ну всё понятно, но молодежь-то вся отрицательно настроена. — Значит в бой пойдут одни старики.
Художественный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики» заслуженно считается лучшим советским фильмом о Великой отечественной войне. Снят он был по воспоминаниям советских летчиков- участников Великой отечественной войны. Идею снять такой фильм Леонид Быков вынашивал много лет.
Арфы нет — возьмите бубен!
Переехав в начале 70-х из Ленинграда в Киев, Быков решил свой первый фильм снять именно про военных летчиков.
В соавторстве Быкова со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким родился сценарий, в основе которого были подлинные события времен Великой Отечественной войны, а герои фильма были взяты из жизни. Так, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко (в фильме – Маэстро) стал парень с Арбата, Герой Советского Союза Виталий Попков.
Я лучше в бою скажу.
В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья называлась «поющей» — в ней был собственный хор, два самолета эскадрильи были подарены фронту оркестром Утесова, а на одном даже красовалась надпись «Веселые ребята».
К слову, полк Василия Сталина дошел до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов — 744, имел в своих рядах 27 Героев Советского Союза (14 из них служили под началом непосредственно Маэстро, а самому Попкову после войны в Москве установили бюст как дважды Герою).
Первая у нас молодцы. Вот если надо «Фокера» или «Мессера» завалить — то это вторая эскадрилья, а если что достать — то это первая.
Работая на сценарием и стараясь сохранить в повествовании документальность событий, Быков все же кое-что изменил и домыслил. Например, придумал новый персонаж – Кузнечика. На самом деле низкие виражи над аэродромом перед девушками выделывал именно сам Попков, за что командир даже приказал запретить ему боевые вылеты на месяц.
От полётов отстранить. Ста грамм не давать. Назначить дежурным — вечным дежурным! — по аэродрому! К-кузнечик!..
Но стоит особо отметить: отклонений от того, что было реальности, в сценарии крайне мало, а львиная доля происходящего в фильме – правда.
В том числе – и любовь узбекского Ромео (настоящая фамилия летчика была Марнсаев) к русской Джульетте, и их гибель – Ромео сложил голову в одном из боев, а девушка погибла во время бомбежки столовой …
Да не робей, Смуглянка. Ты же истребитель.
И взятие Маэстро в плен своими – правда. Как и то, что ему пришлось врезать одному из конвоиров по морде в качестве доказательства своей принадлежности к Красной Армии…
Правдой была и привычка механика крестить перед вылетом самолеты…
22 мая 1973 года в павильоне студии Довженко начались съемки фильма. Первые сцены были сняты в декорациях «блиндаж комбата» и «блиндаж КП». После этого съемки шли на натуре: уже в последних числах мая снимались воздушные бои «яков» с «мессерами».
Поздравляю с первой победой. Но, между прочим, Иван Федорович, сбивать самолёты противника — это не подвиг, а, так сказать, обязанность истребителя, наши будни.
До конца съемок оставался еще месяц, а финал снимался 8-10 сентября. Тот самый эпизод, когда Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу двух летчиц, одна из которых была невестой их боевого товарища Ромео.
А вот финальная сцена фильма, когда звучит песня «За того парня», а Маэстро и Макарыч сидят в степи возле памятника, была снята еще на пробах. Тогда фронтовик Смирнов не смог сдержать свои настоящие слезы. А после, успокоившись, сказал, что не сможет повторно сниматься в этой сцене, и Быков оставил в фильме кадры с проб.
На сдаче ленты в Госкино присутствовал прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских самолетов. Фильм произвел на него невероятное впечатление, и когда в зале зажегся свет, многие заметили, что Покрышкин вытирает слезы.
А через несколько месяцев фильм «В бой идут одни «старики» собрал множество призов на различных кинофестивалях, а его широкий прокат, в который он вышел 12 августа 1974 года, принес сотни миллионов рублей дохода.
Только к концу того же 1974 года фильм посмотрели 44 миллиона 300 тысяч зрителей, и это стало большой неожиданностью — ведь к тому времени снимаемые во множестве фильмы о Великой Отечественной войне не вызывали интереса у зрителей.
— Когда кончится война, вернемся мы сюда, пройдем по этим местам, кто остался в живых… — И позовем лучший симфонический оркестр во фраках. И как врежем «Смуглянку» от начала и до конца…
По материалам Яндекс.Дзен
Комментарии: нет ответов