Тема неуспешных проектов продолжает волновать умы руководителей и других заинтересованных сторон. Информации не очень много и эпичные примеры, как правило, поучительны и колоритны. В ИТ популярна ежегодная конференция FailConf, на которой рассказывают о неудачах и совершённых ошибках в IT-бизнесе. В данной статье небольшой рассказ о двух неудачных проектах: международном — смартфоне Nokia и российском — поисковике «Спутник».
Смартфоны Nokia
Финская компания HMD Global окончательно прекратила продажи смартфонов Nokia, пишет портал Liliputing. Впервые о планах по отказу от этого бренда в сегменте умных мобильников HMD сообщила в 2024 г., и в том же году были предприняты первые шаги в этом направлении. А в 2022 г. HMD поддержала антироссийские санкции и начала ликвидацию своего российского юрлица.
Компания Nokia – это в прошлом лидер рынка не только сотовых телефонов, но и смартфонов. Она оставалась им вплоть до начала 2007 г., пока Apple не выпустила самый первый iPhone. Nokia было нечем ответить – ее смартфоны на базе Symbian OS отставали от iPhone почти по всем параметрам, да и сама Symbian OS не шла ни в какое сравнение с iOS по возможностям и удобству использования.
Потребители всего за несколько лет утратили интерес к продукции Nokia, в результате чего она была вынуждена продать свое мобильное подразделение. Сделка состоялась в сентябре 2013 г., покупателем выступила корпорация Microsoft. Сумма сделки – $5,4 млрд.
Nokia была нужна Microsoft для конкуренции с Apple, но план с треском провалился – мир не заинтересовался ее смартфонами ни на Windows Phone, ни на Android. В мае 2016 г. Microsoft продала Nokia компании HMD Global всего за $350 млн, то есть более чем в 15 раз дешевле, чем покупала.
HMD нужен был бренд Nokia, чтобы закрепиться на рынке мобильных устройств. Ей требовался всемирно известный и узнаваемый логотип. Сложно сказать, удалось ли ей добиться поставленных целей, но одно известно точно – смартфоны Nokia за восемь лет так ни разу и не оказались в первой пятерке по объемам продаж.
Поисковик «Спутник»
Поисковая система «Спутник», запущенная «Ростелекомом» в 2014 году, прекратила работу. Теперь вместо поискового портала по этому адресу находится корпоративный сайт. Поисковая строка отсутствует, а на главной странице представлены ссылки на другие разработки компании «Поисковый портал Спутник», включая корпоративный браузер, лабораторию интеллектуального анализа данных и аналитическую систему.
На разработку и запуск поисковой системы «Спутник» было выделено около 580 млн руб ($20 млн), но проект не смог занять даже 1% рынка.
Запуск поисковика «Спутник» состоялся в мае 2014 г., одноименного браузера — в сентябре 2015 г. Уже и июне CNews сообщил о том, что в «Ростелекоме» запуск поисковика «Спутник» признали неудачным. В конце июня 2017 г. президент «Ростелекома» Михаил Осеевский выступил идеей сделать «Спутник» обязательным к использованию в государственных ведомствах и компаниях, однако инициатива так и не получила поддержки.
Решение похоронить «Спутник» было принято в 2017 году. До настоящего времени владельцы думали, закрыть проект или переориентировать его на другие задачи.
Конференция FailConf
С 2011 года проходит конференция, посвященная ошибкам в ИТ-бизнесе. На ней руководители проектов, стартаперы, лидеры рынка рассказывают подлинные истории о своих провалах. Сайт конференции. Ближайшая конференция состоится уже через две недели 1 февраля 2025 года.
Конференция ранее проводилась как региональная и проходила в родном для меня Екатеринбурге. В последнее время масштаб вырос и событие проходит в Москве.
В качестве резюме цитата из Владимира Маяковского:
Неудачник не тот, кого рок грызёт и соседи пальцем тычут судача… Неудачник — тот кому повезёт, а он не сможет словить удачу
Этот день год назад
Написал статью: Осетия: Легенды и мифы древней Алании
Этот день два года назад
Написал статью: Крылатское: Гит, кейрин и другое
Этот день три года назад
Написал статью: Европа: Идет Столетняя война
Комментарии: нет ответов