В детстве зачитывался книжкой Николая Куна «Легенды и мифы древней Греции». Побывав в Осетии понял, что у нартов (предков современных осетин) не менее интересный пантеон богов и героев. Нарты — герои древнего эпоса и легенд народов Северного и Западного Кавказа, а также сванов (Грузия), которые застыли в скульптурах Николая Ходова в парке «Нæртон» в городе Владикавказе.

Уастырджи
Уастырджи — это покровитель Осетии, которого соотносят со Святым Георгием по значимости и почитанию. В нартских легендах Уастырджи является покровителем мужчин, воинов и путников. Ему посвящены многие дзуары, то есть святилища.
Wac Gergi — Святой Георгий или Уастырджи. Его имя упоминается в гимне Северной Осетии-Алании.
Урызмаг
Урызмаг — происходил из рода военных вождей Ахсартагката. Является супругом героини всех сюжетов эпоса — Сатаны (ударение на второй слог). Это важная сюжетная линия божественной и земной любви в нартских сказаниях. Интересно, что Урызмаг состарившись, становится объектом насмешек от молодёжи.
Такие параллели можно встретить в бытовых сюжетах скифов и аланов. Об этом упоминает в своих трудах древне-римский историк Марцеллин — кто погибает в сражениях, тот достоин уважения, а кто становится стариком становится объектом насмешек, и может даже восприниматься как трус… У старых грехов длинные тени — есть такая мудрость.
СатАна
Сатана (ударение на второй слог). В русских текстах часто имя писалось, как Шатана. В армянском языке есть такое имя — Сатеник. В реальной истории была аланская царевна Сатеник, супруга царя Великой Армении Арташес I. Фигура Сатаны в пантеоне нартских богов занимает важное место, так как является дочерью Уастырджи.
А ещё с ней связана чудная история. Урызмаг увидел, как одна птица, поклевав солод, а потом хмель, опьянела и стала кататься по земле. Он рассказал об этом случае Сатане и она впервые на земле сварила из солода и хмеля пиво.
Сослан или Сосруко
Сослан. Версий о происхождении имени «Сослан» несколько. Наиболее распространена версия о тюркских корнях. Например, с ногайского языка — иметь грозный вид или хмурый, грозный. Танец в чаше — важный ритуал.
И у кабардинцев, и у осетин Сосана был рождён от камня или найден в нём. И виной тому красота Сатаней, так называют Сатану кабардинцы. Такое имя часто дают девочкам, но предпочитают сокращение до — Сати. Он вернул людям огонь, чем и заслужил своё почитание.
Курдалагон
Курдалагон — небесный кузнец, который своим мечом расколол камень из которого появился Сослан. Но это по осетинской версии.
Также Курдалагон сковал для нартов плуг. Находясь в хороших отношениях с нартами, он чинит повреждённые в военных сражениях черепа героев и подковывал нартских коней. А Сослан и его друг Батрадз были закалены в небесной кузнице Курдалагоном.
Батрадз
Батрадз — сын грозы и потомок рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру. Герой Батрадз когда участвовал в нартовских пирах, то волшебная чаша Уацамонга, выявляющая правдивых рассказчиков и указывающая нартовского героя, сразу же поднималась к его губам. Таким образом, его считали самым правдивым. Батрадз погибает в борьбе с небожителями, отомстив за смерть своего отца Хамыца нартам и небесным божествам.
После его смерти на месте, куда упали три слезы Бога, пролитые им из-за скорби по Батрадзу, возникли три осетинских святилища — Реком, Таранджелоз и Мыкалгабырта.
Имя Батрадз означает «асский богатырь». «Ассы, Яссы, Осетины» — даже в песнях звучат эти этно-названия.
Донберт
Донбеттыр (Донберт) буквальный перевод «Водный Пётр». На пиру Сослан попросил владыку: Донбеттыр, повелитель всех вод! Мы знаем, как ты могуч, удели же и ты какой-нибудь дар храбрым нартам. — Отпрыск нартов! — ответил ему Донбеттыр. — Отныне пусть нарты строят мельницы на моих бегущих водах, а я поручу резвым моим дочерям, чтобы они днем и ночью вертели в воде колеса. Вот мой подарок земным людям.
Сырдон
Сырдон — вырастает водном царстве Донбеттыра, который после смерти попадает в море и Донбеттыр воскрешает его. В Нартиаде он был комическим героем и через него мы узнаём о быте героев. Сырдон изобрёл музыкальный инструмент — фандыр (арфа).
Хамыц, у которого Сырдон украл корову, проник в его потайной дом, убил жену Сырдона и двенадцать сыновей и положил их в горячий котёл вместо мяса. Сырдон, поражённый горем, взял кисть руки старшего сына и натянул на неё двенадцать струн, сделанных из жил сыновей. Подарив свой фандыр нартам, Сырдон был принят в их общество. Но весёлых и комичных историй о Сырдоне все же в эпосе больше.
Ахсартаг и Ахсар
Братья-близнецы Ахсартаг и Ахсар. После гибели Ахсар именно Ахсартаг женится на дочери владыки вод Дзерассе, и становится родоначальником рода вождей Ахсартагкато. Многие исследователи считают, что в основе этой сюжетной линии лежит миф о происхождении племени волка. Имя легендарного отца Ахсартага — Уархаг со староосетинского означает “волк”, или скифское слово — varka, с таким же значением.
Уархаг
Уархаг изображён со своими сыновьями. А перед ними снежный барс или ирбис, который является одним из символов Осетии. А название республики, как Ирыстон / Ир, является официальным. Ирбис находится под охраной государства и под покровительством Афсати.
Афсати
Афсати — имя Святого Евстафия, которое трансформировалось в грузинском языке в Апсати. А у осетин Афсати. Покровитель зверей и птиц. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал.
С горы он внимательно наблюдал за животными. Несмотря на то, что Афсати был одноглазым, но он бдительно следил за своими угодьями и строго наказывал тех, кто нарушал его законы. Интересно, что у сванов Апсати является божеством охоты и пастушества.
Ацамаз
Чудодейственная свирель была единственным сокровищем Ацамаза, оставшимся от отца, которому её подарил Афсати. Среди нартов музыка всегда была в большом почёте. Все играли на фандыре (арфе), но никто не достиг такого мастерства, какого достиг нарт Ацамаз, его музыка пробуждает и очаровывает природу. Когда он играл на своей свирели, все звери танцевали под его музыку, горы приходили в движение, солнце и луна светили намного ярче.
Сафа
Сафа — от греческого имени христианского святого Саввы Освященного. Сафа покровитель домашнего очага и цепи над очагом. Небожитель Сафа, решив облагодетельствовать Сослана, приглашает на пиршество других богов, в том числе и Афсати, чтобы юный Сослан, прислуживая им, смог испросить дары, которыми они обладали.
Галагон
Галагон — хозяин ветров, который живёт в горах и посылает ураганы и метели. Во время посева, чтобы всё прошло удачно, люди просили Галагона послать благоприятный ветер. Если же не было правильного ветра, то Галагону жертвовался красный петух — это единственное подношение, которое нарт принимал от людей.
Фалвара
Фалвара — от имени раннехристианского мученика Флора. Этот нарт является покровителем мелкого рогатого скота и участник многих путешествий. В осетинском пантеоне нартов Фалвара из-за своей доброты и кротости является одним из самых любимых небожителей. Весной совершался ритуал, посвящённый Фалвара, во время которого Фалвара просили хранить и приумножить домашний скот. В этот праздник запрещалось приносить в жертву домашний скот и совершалось подношение тремя осетинскими пирогами в священных местах.
Уацилла
Уацилла — покровитель хлебных злаков и полезных для человека трав. А ещё Уациллу часто называют Богом-громовержцем.
Уацилла — почитается современными осетинами и имеет много посвященных ему святилищ / дзуаров, главным из которых является святилище в Даргавсе (гора Тбау) — святилище Тбау Уацилла. Праздник в честь Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана (День приношения в дом трав) и продолжается несколько дней.

Краткая история аланов
Еще около тысячи лет назад аланы населяли почти весь Северный Кавказ. От современной Карачаево-Черкесии до равнин нынешней Чеченской Республики.
Аланы быстро превратились в особую грозную силу, покорившую почти весь юг современной России. И своими походами доставали аж Римскую империю, в конце концов вынужденную взять воинственных кочевников себе на службу.
В IV-V вв аланов из донских да волжских степей снесла на запад жестокая волна гуннских нашествий. Вместе с вандалами аланы дошли тогда аж до Рима и до территории нынешнего Туниса. Где на краткое время заложили королевство вандалов и аланов. Уже в следующем столетии уничтоженное византийцами.
Но аланы как этнос сохранились еще на Северном Кавказе. Где эти воинственные ребята осели, приняли (на 80 лет раньше Руси!) христианство по византийскому образцу. Заложили собственные огромные города — Магас, Дедяков и другие.
Тяжелейший удар по аланам нанесли в XIII-м столетии татаро-монголы, буквально выжегшие все их города. В XIV-м веке аланов, как христиан и подданых ненавистной ему Золотой Орды, подверг жесткому геноциду сам Тамерлан.
В итоге уцелевшая немногочисленная часть аланов бежала в горы, где на территории современной Осетии смешались с коренным населением, полностью ассимилировав его. Тут в ущельях аланы породили осетин- удивительный этнос, один из немногих индоевропейских на Северном Кавказе.
В качестве резюме строфа из стихотворения «Аланы-Осетины» Давида Кудзоева:
Здесь жили народы
Отважной крови.
Сейчас Осетины,
Им потомки они.
Аланскую доблесть
В сердце храня,
Они возвышаются
Традиции неся.
С использованием материалов здесь и здесь.
Комментарии: нет ответов