Катар — маленький полуостров в Персидском заливе, площадь которого немногим больше 11 тыс. кв. км — в четыре раза меньше площади Московской области. Почти всю эту территорию занимает пустыня. Про футбол Катар ничего не знал еще двенадцать лет назад.
Три дня назад в Катаре стартовал чемпионат мира по футболу. Сорок лет смотрю чемпионаты мира начиная с 1982 года в Испании. Катар необычен по трем причинам. Во-первых, на дворе нефутбольный ноябрь. Привык к летним турнирам. Во-вторых, бюджет турнира превышает в двадцать раз чемпионат мира в Москве. В-третьих, футбол в конце 2022 года гораздо меньше интересует человечество, чем остальное насущное.
Сюрпризов будет много. На старте турнира сборная Аргентины с Лионелем Месси умудрилась проиграть Саудовской Аравии 1:2. Король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд объявил арабам 23 ноября выходной и национальный праздник. Не исключено появление в финале ЧМ 18 декабря нового чемпиона мира по футболу.
«Толпы на стадионе тело звонкое, Ближний Восток! Тут дело очень тонкое.»
Голосование, давшее ближневосточной стране право впервые в истории принять мировое первенство, прошло в 2010 году. Спустя десять лет бывший президент Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер открыто признал, что решение было ошибочным.
ЧМ в Катаре станет не просто самым дорогим, а превзойдет по стоимости все предыдущие чемпионаты вместе взятые. Так, например, организация ЧМ-2018 в России обошлась в $11,7 млрд, а державший рекорд до этого мундиаль в Бразилии 2014 года стоил $15 млрд.
Строительство к ЧМ-2022 в Катаре, как и в других странах, принимавших спортивные соревнования такого уровня, — это имиджевый проект, который должен показать его превращение в главный транспортный хаб Персидского залива и государство, способное на реализацию глобальных проектов.
Основой строительства в Катаре к мундиалю стали высотные отели, которые образовали, по сути, новые города. Таким, например, стал город Лусаил, на который ушла львиная доля потраченных миллиардов.
Из необычных решений стоит отметить стадион 974, расположенный непосредственно в Дохе, в районе Рас Абу Абуд. Он был спроектирован испанской студией Fenwick Iribarren Architects. 974 — это международный телефонный код Катара, а заодно и число транспортных контейнеров, использованных при его строительстве.
Еще 100 лет назад Лусаил был небольшим арабским поселением на берегу моря. Спустя век в пустыне рядом с Дохой на месте старой деревни началось строительство мегапроекта, предусматривающего инфраструктуру для почти полумиллиона жителей. Это один из крупнейших подобных строительных проектов в мире.
Лусаил стал первым городом, возведенным с нуля с учетом требований экологической безопасности и устойчивого развития. Например, в нем организована централизованная система охлаждения зданий. Вместо традиционного кондиционирования там используется сеть подземных тоннелей с прохладной водой длиной 175 км.
Еще одна из самых примечательных архитектурных доминант нового города — башни Marina Twin Towers высотой 138 м. Они как будто собраны из разноцветных блоков Lego.
Еще один мегапроект эмирата, который увидят гости чемпионата, — это искусственный остров «Жемчужина Катара» (The Pearl Qatar) с береговой линией длиной 32 км. Название остров получил в честь древнего промысла, которым жил Катар до открытия нефтегазовых месторождений — его создали на том месте, где раньше ныряльщики поднимали со дна моря жемчуг.
Международный аэропорт Хамад, открытый всего восемь лет назад, перед открытием ЧМ-2022 прошел через масштабную реконструкцию. Увидеть, что организаторы приготовили гостям страны, стало возможно всего за пару недель до старта мундиаля. Терминал аэропорта, получивший название The Orchard — «Сад», и впрямь превратился в оазис под крышей — с 300 деревьями и 25 тыс. экзотическими растениями.
Впрочем, к вниманию аэропорту Хамад не привыкать: уже второй год подряд его признают лучшим аэропортом мира.
Сделаю выводы о миссии катарского мегапроекта на основании структуры из семи составляющих: Среда, Общество, Управление, Технологии, Финансы, Коммерция и Политика.
Окружающая среда (Environment)
Все проекты, реализованные в Катаре, созданы с привлечением новейших технологий, в соответствии с принципами экологичности и углеродной нейтральности. Решения позволят сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 65 млн т в год. Дождевая вода в городе Лусаил используется для орошения зеленых пространств. Береговая линия прикрыта искусственным рифом длиной 27 км.
Общество (Society)
Население страны составляет немногим менее 3 млн человек и 90% граждан живет в столице. В допандемийные годы Катар ежегодно посещали порядка 1,8–2,1 млн туристов в год. Теперь же стране предстоит принять 1,2 млн человек менее чем за месяц.
Управление и организация (Governance)
Масштабные стройки, развернувшиеся в стране перед ЧМ-2022, — часть принятой в 2008 году государственной программы Qatar National Vision 2030, стратегии национального развития и модернизации Катара. Ее цель — «превращение Катара в передовое общество, способное обеспечить устойчивое развитие к 2030 году».
Технологический аспект (Technology)
Для чемпионата мира в Катаре построено восемь новых стадионов. Помимо стадионов в эмирате возвели гостиницы и транспортные системы — например, метрополитен и автомобильную магистраль протяженностью 800 км. Появились новые высотные здания, в том числе небоскреб-подкова Katara Towers высотой 211 м.
Чтобы связать Лусаил с Дохой, была построена система легкого метро (LRT), соединенная с метро столицы Катара. Она включает 28 станций на трех ветках.
Из других новинок транспортной архитектуры, появившихся специально к ЧМ-2022 в Дохе, можно отметить метро. Оно было открыто в 2019 году и обошлось в $36 млрд. Весь проект метро включает 300 км путей. Поезда полностью автоматизированы. Несмотря на отсутствие машинистов, они способны развивать скорость в 100 км/час.
Экономика и финансы (Finance)
Катар — одна из богатейших стран мира, занимающая четвертое место по ВВП на душу населения. По состоянию на 2021 год это составляло $94 тысячи по паритету покупательной способности.
Коммерция (Commerce)
Катар пытается диверсифицировать экономику, чтобы снизить углеводородную зависимость. Важную роль в этих планах власти страны отводят туризму. Власти эмирата оценивают, что приток туристов на чемпионат мира принесет экономике порядка $17 млрд. Впрочем, это несравнимо меньше затрат, понесенных на строительство инфраструктуры.
Политика (Political)
Масштабные мероприятия, высокобюджетные проекты формируют характерные для стран Персидского залива попытки впечатлить мир и затмить соседей по региону. Страны залива могут себе это позволить, так как на их долю приходится 36% запасов разведанной нефти и 22% мировых запасов газа.
При работе использованы материалы РБК.
В качестве резюме
«Продолжу свой репертуар, Футбол. Мегапроект. Катар. Есть нефть и газ. Столица Доха. Зимой холодной здесь неплохо!»
Комментарии: нет ответов