Управление подвигом ... Сайт про подходы и инструменты, которые помогают совершить подвиг !
  • ГЛАВНАЯ
  • СПОРТ
  • ПУТЕШЕСТВИЯ
  • ЖИЗНЬ
  • НЕМНОГО ТЕОРИИ
  • ОБО МНЕ
  • КОНТАКТЫ
07.08.2023 Немного теории

Андрогогика: Цикл Колба для взрослых

20230805_151609 (1)

На тренинге 4-5 августа экспериментировал с циклом Колба. Интересные наблюдения, хорошие результаты. Решил выложить фотографии с тренинга вместе с концепцией цикла Колба в этой статье.

Ссылка: Андрогогика — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом.

УПРАЖНЕНИЕ НА ПРОБЛЕМАТИКУ
УПРАЖНЕНИЕ НА ПРОБЛЕМАТИКУ

Полвека назад американский специалист по андрогогике Дэвид Колб опытным путем установил, что для достижения результатов обучения взрослый должен пройти 4 этапа.

Этап I – Получение конкретного опыта. Обучаемый «набивает шишки» — что-то переживает, делает так, как умеет сейчас (симулирует действие) и получает результат действия. Например, не зная азов велоезды, запрыгивает на велосипед, пытается крутить педали и, естественно, падает. Понимая, что вышло не совсем хорошо, осознает потребность в дальнейшем обучении, и для разъяснения нюансов обращается к тому, кто умеет это делать.

ПОПЫТКА ПОСТРОИТЬ ПИРАМИДУ ЗА 7 МИНУТ
ПОПЫТКА ПОСТРОИТЬ ПИРАМИДУ ЗА 7 МИНУТ

Этап II – Наблюдение и размышление над опытом. Предполагает анализ плюсов и минусов сделанного и его результата. Если не осмыслить действия и не понять, где была допущена ошибка, приведшая к падению с велосипеда, и что нужно сделать, чтобы избежать его в дальнейшем, прийти к положительному результату не удастся. Для этого, вероятно, придется понаблюдать — как другие ездят на велосипеде, и сравнить со своими действиями.

СОСТАВЛЕНИЕ МАТРИЦЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
СОСТАВЛЕНИЕ МАТРИЦЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

Этап III – Формирование абстрактных понятий и обобщений. Обучаемый извлекает урок из 2 предыдущих этапов:

  • находит взаимосвязи между полученным опытом и проанализированной информацией;
  • получает целостное представление о том, как все работает;
  • решает, что все это означает для него;
  • генерирует идеи о том, как использовать новые данные в схожих ситуациях.
РАБОТА С ОПИСАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
РАБОТА С ОПИСАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА

В продолжение примера с неумелым ездоком. Осознав значение происшедшего, тот планирует изменения и вырабатывает принципы относительно того, что поможет ему обучиться велоезде.

Этап IV – Активное экспериментирование. Обучаемый рассматривает способы и пробует методы и стратегии, основанные на выводах предыдущих этапов цикла. Поняв теорию и принципы езды на велосипеде, новичок вновь садится на него и едет — в результате появляется новый непосредственный опыт (удачный или не совсем). Далее круг замыкается — начинается новый виток цикла.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВУХ КОМАНД
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВУХ КОМАНД

Таким образом, учебный процесс в представлении Колба — это цикл, включающий накопление собственного опыта, последующее размышление над проблемой, ее обдумывание, и в итоге – действие, связанное с проверкой усвоенной теории на практике.

2023-08-07_12-41-24

Данная модель обучения приемлема для всех, но наиболее приближена к реалиям жизни взрослых учащихся. Только они достигают с ней максимальных результатов. В отличие от детей, взрослые имеют жизненный опыт (возможно, в той сфере, в которой хотят пройти обучение), и обучаются, исходя из своих потребностей, ради достижения цели, то есть — осознанно.

Однако Колб заметил, что разные люди склонны познавать новое только одним из способов: 1) непосредственным получением опыта, 2) рефлективным наблюдением, 3) абстрактной концептуализацией (обобщением) или 4) активным экспериментированием. И, исходя из этого подразделил всех участников обучения на:

  • активистов — пытаются решать задачи сразу, без погружения в теорию;
  • мыслителей — углубляются в информацию и много над ней размышляют, но практиковать применение новых знаний не спешат;
  • теоретиков — любят «глубоко копать», систематизировать информацию, строить модели и концепции, но практическим их применением интересуются мало;
  • прагматиков — изучают ровно столько, сколько нужно для решения практических задач, и сразу приступают к выполнению заданий
ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ

Естественно, «в чистом виде» они встречаются редко. Каждый проходящий обучение в разной степени преодолевает все этапы представленного выше цикла. Однако предпочитает определенную связку способов получения и обработки информации и больше склоняется к практическим действиям или теоретизации.

  • Активиста (связка личный опыт — практика) бесполезно заставлять читать книги. Он предпочитает простые объяснения, которые сразу можно применить на практике. Проще дать ему пошаговую инструкцию.
  • Мыслитель (связка личный опыт — размышление) спешку не любит, и старается разобраться во всех деталях: задает уточняющие вопросы, анализирует увиденное и пройденное. Однако практиковать применение новых знаний он скорее уговорит Вас.
  • Теоретик (связка теория — размышление) мыслит логически. Он много читает и анализирует. Логически обоснованная теория для него важнее практического применения.
  • Прагматик (связка теория-практика) – это типичный «технарь». Он реализует свой потенциал при решении практических задач. Принимает решение путем поиска ответов на конкретные вопросы, но не прочь и поэкспериментировать.

Но нельзя научиться чему-либо, только изучив теорию по интересующему вопросу (простое чтение обучающих статей не поможет освоить принципы движения на велосипеде). Неэффективно и бездумное выполнение действий без последующего анализа и подведения итогов. Езда на велосипеде без отслеживания конкретных действий (постановка ног на педали, удерживание руля, контроль осанки и пр.), размышлений над ними и проверки заключений на практике приведет к новому падению.

РАЗДАЧА СЛОНОВ
РАЗДАЧА СЛОНОВ

Следовательно, для успешного обучения нужно быть то наблюдателем, то участником, переходить от прямого участия к объективной оценке. То есть пройти все этапы цикла, и обязательно по кругу, не пропуская и не выделяя какой-то из них. Лишь такое обучение будет эффективным.

Заключения Колба и его четырехступенчатый цикл обучения широко применяются при составлении тренингов – преимущественно корпоративных. Их богатая методология позволяет создавать такие условия, в которых учащиеся вовлекаются во все этапы учебного процесса не зависимо от предпочтительного способа получения знаний.

ФОТО ПОСЛЕ ПЕРВОГО ДНЯ
ФОТО ПОСЛЕ ПЕРВОГО ДНЯ

Таким образом, цикл Колба – пример удобной и практичной модели, при использовании которой ни один участник тренинга не останется вне учебного процесса. Несложная к пониманию, она адаптирована к специфике восприятия именно взрослых обучаемых, отлично учитывает выработанные ими привычки обучения: активистам позволяет действовать, мыслителям – анализировать, теоретикам – строить концепции, а прагматикам – их внедрять.

В статье использованы материалы с сайта https://edunews-ru.turbopages.org/edunews.ru/s/intensiv/info/cikl-kolba-v-treninge.html

PM EXPERT ЕКБ КОМАНДА ТРЕНИНГ

Статьи по этой теме:

  • photo_2023-11-26_21-10-36
    Питер. Тренинг: В гостях у энергетиков
  • photo_2023-11-26_13-55-55
    Москва: ВДНХ - выставка мегапроектов

Комментарии: нет ответов

Присоединяйтесь: Оставьте ваш комментарий Cancel Reply

(не будет отображаться другим)

ПОИСК

АРХИВ

  • Декабрь 2023 (1)
  • Ноябрь 2023 (7)
  • Октябрь 2023 (22)
  • Сентябрь 2023 (15)
  • Август 2023 (18)
  • Июль 2023 (4)
  • Июнь 2023 (16)
  • Май 2023 (14)
  • Апрель 2023 (16)
  • Март 2023 (21)
  • Февраль 2023 (9)
  • Январь 2023 (14)
  • Декабрь 2022 (20)
  • Ноябрь 2022 (16)
  • Октябрь 2022 (11)
  • Сентябрь 2022 (14)
  • Август 2022 (25)
  • Июль 2022 (13)
  • Июнь 2022 (14)
  • Май 2022 (11)
  • Апрель 2022 (10)
  • Март 2022 (8)
  • Февраль 2022 (5)
  • Январь 2022 (12)
  • Декабрь 2021 (7)
  • Ноябрь 2021 (9)
  • Октябрь 2021 (9)
  • Сентябрь 2021 (6)
  • Август 2021 (9)
  • Июль 2021 (10)
  • Июнь 2021 (11)
  • Май 2021 (6)
  • Апрель 2021 (8)
  • Март 2021 (8)
  • Февраль 2021 (9)
  • Январь 2021 (8)
  • Декабрь 2020 (10)
  • Ноябрь 2020 (6)
  • Октябрь 2020 (8)
  • Сентябрь 2020 (8)
  • Август 2020 (13)
  • Июль 2020 (12)
  • Июнь 2020 (10)
  • Май 2020 (9)
  • Апрель 2020 (10)
  • Март 2020 (5)
  • Февраль 2020 (8)
  • Январь 2020 (9)
  • Декабрь 2019 (12)
  • Ноябрь 2019 (12)
  • Октябрь 2019 (14)
  • Сентябрь 2019 (14)
  • Август 2019 (14)
  • Июль 2019 (16)
  • Июнь 2019 (20)
  • Май 2019 (20)
  • Апрель 2019 (20)
  • Март 2019 (11)
  • Февраль 2019 (18)
  • Январь 2019 (15)
  • Декабрь 2018 (19)
  • Ноябрь 2018 (6)
  • Май 2018 (2)
  • Январь 2015 (1)
  • Ноябрь 2014 (1)

КАЛЕНДАРЬ

Декабрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

ПОСЛЕДНИЕ ЗАПИСИ

  • photo_2023-11-28_22-58-09
    Смоленское Поозерье: Край бобров и медведей Воскресенье, 3, Дек
  • photo_2023-11-26_21-10-36
    Питер. Тренинг: В гостях у энергетиков Воскресенье, 26, Ноя
  • photo_2023-11-26_15-05-23
    Питер: К ступеням Эрмитажа ты… Воскресенье, 26, Ноя

ОБЛАКО ТЕГОВ

MIND-MAP PMBOK PM EXPERT АВТО АНАПА БЕГ ВЕЛО ВИРУС ВОЙНА ВОЛГА ГОРЫ ЕКБ ЖИВОПИСЬ КАВКАЗ КИНО КНИГИ КОМАНДА КОНЮХОВ КРАСНОГОРСК ЛИДЕР ЛОДКА ЛЫЖИ МЕГАПРОЕКТЫ МОСКВА МУЗЕЙ ОРЕНБУРГ ПОДВИГ ПОДМОСКВА ПОЭТ ПРОЕКТ РЕКА РИСК РОССИЯ СВЯТОЙ СКРАМ СОБАКА СПБ СПОРТ СССР СТРОЙКА ТЕАТР ТРЕНИНГ ТУРЦИЯ ФУТБОЛ ХРАМ

Обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Евгений Пикулев. На работе я занимаюсь управлением сложными проектами. А этот сайт посвящен управлению персональными проектами (своими и не только), которые я называю подвигами.

Последние записи

  • photo_2023-11-28_22-58-09
    Смоленское Поозерье: Край бобров и медведей
  • photo_2023-11-26_21-10-36
    Питер. Тренинг: В гостях у энергетиков
  • photo_2023-11-26_15-05-23
    Питер: К ступеням Эрмитажа ты…

Из Twitter

Instagram

Please check the widget data
  • ГЛАВНАЯ
  • СПОРТ
  • ПУТЕШЕСТВИЯ
  • ЖИЗНЬ
  • НЕМНОГО ТЕОРИИ
  • ОБО МНЕ
  • КОНТАКТЫ
Евгений