В 1985 году мы с другом сходили на фильм Милоша Формана «Амадеус». Режиссер снял вымышленную историю Вольфганга Амадея Моцарта с того времени, как он покинул Зальцбург, описанную его автором как «фантазия на тему Моцарта и Сальери«. Помню, что были очень удивлены панком в роли Моцарта. Как-то эта голливудская история сильно не походила на «Маленькие трагедии». Всё, что мы знали об этой истории…
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Фильм Милоша Формана сразу вспомнил, когда в субботу попал на спектакль «Амадей» в театре Вахтангова, что на Арбате. Премьерный спектакль и … аншлаг.
Краткое содержание: Для Сальери-Гуськова мучительно осознавать, что Бог выбрал своим инструментом другого человека. Он объявляет сделку с Богом недействительной и начинает ему мстить, уничтожая Моцарта-Добронравова. Тот факт, что Сальери единственный, кто при дворе императора способен в полной мере оценить талант Моцарта, развязывает ему руки.
Великолепная искренняя исповедь Алексея Гуськова вместе с динамикой Виктора Добронравова держала в напряжении весь бельэтаж, на котором мы и находились.
Второй акт: Обычно, говоря о расплате за вечность, мы вспоминаем историю Фауста. Сальери в отличие от Фауста хотел заключить сделку с Богом, а не с дьяволом. Но Бог не заключает сделок. Высшим наказанием для Сальери, все долгие годы его жизни, стало мучительное понимание бессмертия музыки Моцарта и осознание бессмысленности своих действий.
В конце собравшиеся вместе актеры выйдут на подиум и опустят маленькую куклу Моцарта на веревочках в братскую могилу, а через минуту огромное пространство сцены заполнится божественными звуками «Реквиема», вызывая сердечную боль у Сальери, пережившего Вольфганга Амадея Моцарта на 34 года, но так и не понявшего, что заключить сделку с Богом нельзя.
Алексей Гуськов завершает свою исповедь. Спектакль заканчивается и эта вечная двоица, Моцарт и Сальери выходят к зрителям под бурные овации.
В качестве резюме эпиграф к булгаковскому роману «Мастер и Маргарита». Данный эпиграф выражает основную мысль Алексея Гуськова — Сальери в его исповеди :
Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо
Игра Виктора Добронравова понравилась. Купили билеты на спектакль "Король Лир" с его участием 17 мая.