Эта публикация посвящена выходу новой версии Свода знаний управления проектами или, как говорят в народе, ПиЭмБуку.
Седьмая версия PMBOK® Guide значительно изменила свою структуру по сравнению с предыдущей, шестой версией. В частности, наряду с принципами управления проектом (Project Management Principles) в общей структуре управления появляются домены выполнения проекта (Project Performance Domains).
Ранее PMI уже использовала термин «домен» (domain) в Стандарте управления портфелем (Project Portfolio Management). В контексте стандарта используются шесть Доменов управления портфелем.
Кстати, это создало прецедент по переводу термина domain на русский язык. В некоторых переводах используется в качестве перевода термин домен. Я решил сделать то же самое, хотя англо-русский словарь WooordHunt показывает варианты перевода.
Ниже я привожу перевод на русский язык публикации одного из ключевых участников проектной команды PMI по запуску седьмой версии PMBOK® Джампаоло Маруччи.
Принципы и Домены выполнения: Основа для практики управления проектами
Управленческие задачи, существующие в проекте, лежат в сфере проектного менеджмента, куда входит планирование, оценка, измерение, реализация, взаимодействие, координация, коучинг, мотивация, понимание деталей и т.д. Эти задачи опираются на принципы, изложенные в cтандарте управления проектом PMI PMBOK. Данные принципы должны сформировать социальные рамки поведения и образ мышления команды, необходимые для выполнения работы внутри каждого конкретного проекта.
Принципы управления формируют векторы движения в так называемых Доменах Выполнения Проекта седьмой редакции PMBOK® Guide. Домены описывают наборы задач или функций, которые влияют на эффективную реализацию проекта. Они обеспечивают прицел для принятия соответствующих решений в фокусе достижения желаемых результатов проекта. Совместно, принципы управления и домены выполнения проекта служат команде и всем заинтересованным сторонам проекта.
Команда, которая является одной из критических групп стейкхолдеров в проекте, исполняет работы в проекте увязывая последовательный подход развертывания проекта с выбором соответствующих проектных инструментов.
В недалеком прошлом, как правило, считалось, что знанием управления проектом обладали только практикующие участники проекта. Но кем является такой практик внутри проекта? Мы должны признать, что практиком является всякий участник проекта, который исполняет свои задачи в рамках управления проектом и несет за их своевременное исполнение определенную ответственность. С этой точки зрения, любой член проектной команды, который выполняет часть задач внутри проекта, должен быть носителем знания.
Тип задач участника проекта и уровень их детализации зависит от нескольких факторов, таких как, выбранная методология ведения проекта; требования, процессы и политики организации; или требования внешних регуляторов. Например:
В проекте, выполняемом по методике Agile/Scrum, команда разработчиков несет ответственность за включение задач для исполнения в течение следующей итерации (Sprint), выбирая требования из продуктового бэклога, в котором владелец продукта (Product Owner) расставил приоритеты в пользовательских историях (User Story) в рамках проведенного планирования спринта (Sprint Planning Event). Команда оценивает усилия для реализации требований Заказчика, решает какие компоненты требований будут включены в спринт и начинает движение к достижению цели спринта. Поэтому, члены команды разработчиков имеют высокую степень ответственности в рамках управления проектом.
Для очень динамичного проекта команде, которая все время нуждается в стабилизации и составляется из участников, которые имеют опыт совместной работы в нескольких проектах, обладают навыками кросс-функциональности, менеджмент может дать полномочия к самоорганизации. В дальнейшем, такая команда может развить свою автономность и усилить ответственность за исполнение задач проекта, включая выбор и внедрение наиболее подходящих потоков работ или процессов для достижения успеха проекта.
В классической функциональной организации, составленной из различных вертикальных колодцев компетенций, проекты открываются только в случае острой необходимости. Люди, работающие в функциональных подразделениях, временно распределяются в проект. Рабочее время этих людей – предмет соперничества линейных менеджеров и проектных руководителей. Участники проектной команды должны управлять такими конфликтными запросами и они должны научиться это делать в рамках управления задачами проекта.
В некоторых организациях роли участников проекта определяются очень четко и документируются как часть организационной структуры. При таком уровне документирования все управленческие задачи проекта назначаются специальным ролям, таким как руководитель проекта, лидер команды, проектный координатор и т.п. В таких случаях, руководитель проекта берет на себя основную нагрузку по управлению проектом как часть своей зоны ответственности.
Таким образом, усилия в области управления проектом могут выполняться разными людьми с различными ролями в организации, включая членов команды проекта.
В тех проектах, где проектная команда может стать более само-организованной и самостоятельной единицей, основная потребность членов команды состоит в том, чтобы знать какие модели, методы, процессы и практики могут быть использованы, к каким доменам выполнения проекта они относятся и как команда может повысить свою эффективность в обеспечении реализации намеченных планов.
С другой стороны, в проекте, в котором проектная команда нуждается в направлении движения, ее основная потребность – понимать, почему выбраны именно такие модели, методы, процессы и практики, и иметь общее видение по реализации задач в рамках этих доменов выполнения проекта. Во всем случаях принципы управления проектом формируют общее мышление, которое определяет поведение и обеспечивает принятие решений.
По этим причинам независимо от формулировки ролей, организационной структуры или отдельной методики разработки проекта принципы управления проектом помогают всем участникам проекта в качестве основания, на котором строится работа проекта. Домены Выполнения Проекта помогают всем участникам проекта как структурированная система приложения усилий и принятия решений в рамках всеобъемлющих принципов.
Поэтому исключительно важно, чтобы участники проектной команды прошли обучение в рамках Принципов Управления Проектом и Доменов Выполнения Проекта. Я считаю, что эти Принципы и Домены послужат связующей основой для проектной команды и приведут к лучшим результатам проекта.
Оригинал статьи находится по ссылке.
Резюме: знания в области управления проектами не являются больше прерогативой руководителя проекта, а являются атрибутом современной проектной команды. Знания уместно рассматривать в контексте так называемых доменов выполнения проекта, тогда к.п.д. проектной команды вырастает. Подробнее об этом будет изложено в тексте стандарта.
Компания PM Expert приступила к адаптации своих курсов к новой седьмой редакции PMBOK® Guide, которая в ближайшее время будет выпущена PMI Project Management Institute .
Тут я делаю не очень утешительный вывод, что с бумажным вариантом PMBoK (особенно на русском языке) работать удобнее?—?там доступны закладки, стикеры, пометки на полях и в тексте.